Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C30A.Фунт плоти, ATU 890. .14.15.-.17.23.26.-.29.31.

Человек занимает деньги с условием, что в случае невозврата к определенному сроку он должен будет отдать заимодавцу определенное количество собственной плоти. Заимодавец не может вырезать плоть, ибо не в состоянии выполнить предъявленное ему формально логичное, но по сути абсурдное требование.

Арабы Египта, берберы Марокко, каталонцы, испанцы, португальцы, итальянцы, немцы, французы, ирландцы, палестинцы, Бахрейн, Саудия, Йемен, мехри, синдхи, Древняя Индия, корейцы, венгры, греки, чехи, поляки, турки, норвежцы, исландцы, шведы, финны, латыши. {El-Shami 2004, № 790: 540, ссылаясь на Al-Shadi, Moore 1920: 205-207, указывает на наличие мотива у арабов Судана. В указанном тексте такого мотива нет}.

Северная Африка. Арабы Египта, берберы Марокко: El-Shami 2004, № 790: 538-540.

Южная Европа. Каталонцы [капитан занимает деньги с условием, что если он не вернет их к определенному дню, он отдаст фунт своей плоти; судья: пусть ростовщик сам вырежет мясо, причем точно фунт; а если ошибется, то пусть отрежет недостающее от собственного тела; ростовщик отказывается от своего требования]: Oriol, Pujol 2008, № 890: 177; португальцы (Эстремадура, Азоры) [ростовщик дает деньги с условием, что в случае неуплаты человек должен будет отдать фунт своей плоти; жена должника переодевается судьей и требует от истца, чтобы он вырезал мясо, но не пролил ни капли крови]: Cardigos 2005, № 890: 222; испанцы, итальянцы: Uther 2004(1), № 890: 515.

Западная Европа. Немцы, французы, ирландцы: Uther 2004(1), № 890: 515.

Передняя Азия. Палестинцы, Бахрейн, Саудия, Йемен: El-Shami 2004, № 890: 538-540; мехри [умирая, отец велит сыну взять жену в городе Hilal за сто дирхемов; сын заложил дом и рабыню, получил 95; 5 занял у ростовщика; если не вернет через год, тот в праве отрезать от тела должника столько плоти, сколько весят 5 дирхемов; в двух домах юноше говорят, что их дочь не стоит ста дирхемов; в третьем отдают дочь; он приводит ее к себе, строит хижину; она велит продать ее украшения, на эти деньги выкупить дом и рабыню, и еще останется; велит купить ковер и позвать гостей; отправляет мужа торговать, остается с рабыней; трое мужчин обещают ей за любовь деньги; она сбривает первому бороду, прижигает кольцом промежность; тот говорит друзьям, что удовольствие было на 300 дирхемов; то же с двумя другими; они решают найти ее мужа; сказали султану, что дали этому человеку деньги, а он не вернул; отобрали его корабль; он стал хлебопеком; жена пришла под видом мужчины, обещала заплатить его долг, если он допустит его к своей жене; тот отказался; на третий раз согласился; она взяла в залог его бороду, пояс и посох; приходит к султану: если в промежности у тех троих есть клеймо, казни их, а если нет – казни меня и пекаря; тех троих казнили, султан вернул человеку корабль и имущество; дома жена говорит с мужем, все разъясняется; явился тот ростовщик, потребовал плоть человека; султан согласен; жена в облике шерифа явилась неузнанной на коне; предложила 1000 дирхемов, но ростовщик отказался; мнимый шериф: если отрежешь по весу больше, пусть тот человек отрежет столько же от тебя; ростовщик принял 5 дирхемов; в награду мнимый шериф взял кольцо человека; дома жена показала его мужу; у султана муж показал драгоценный камень; визирь сказал, что этот камень он подарил жене этого человека, с которой спал; султан арестовал человека; жена велела изготовить серебряные туфли, принесла одну, сказала, что вторую украл визирь; тот поклялся, что в жизни не видел этой женщины; она сказала, что она жена того, кого он оговорил; султан казнил визиря, отпустил человека]: Müller 1907, № 19: 73-87.

Южная Азия. Синдхи [бедный крестьянин напрасно просит у ростовщика в долг; четыре дня голодает вместе с женой; приходят четверо странников, их никто не захотел приютить; крестьянин приютил; жена посылает к ростовщику; тот соглашается дать денег, если завтра в полдень крестьянин их вернет либо он отрежет у него фунт его плоти; гости благословляют крестьянина, обещая помочь; крестьянин не успевает принести ростовщику деньги; по пути крестьянин бросил камень в верблюда, который травил посевы, тот умер; толкнул ребенка, тот упал замертво; споткнулся о спящего, тот умер; все четверо повели крестьянина на суд царя; по каждому делу крестьянина защищает один из тех четырех гостей, поворачивает дело так, что обвиняющий сам платит крестьянину 100 рупий; пусть ростовщик отрежет ровно фунт плоти, а если больше или меньше, будет наказан; пусть владелец верблюда убьет приведенного верблюда камнем, иначе отдаст 10 верблюдов; пусть отец погибшего ребенка отдаст жену крестьянину, та родит нового, а когда он вырастет, пусть отец заберет жену и ребенка (тот, естественно, отказывается от предложения); пусть брат погибшего сам спрыгнет со стены; крестьянин возвращается с 400 рупиями]: Schimmel 1995, № 18: 118-126; Древняя Индия [мотив есть в переведенной в 492 г. на китайский Tripitaka]: Liungman 1961: 236.

Корея. Корейцы [девушка выходит за богатого Ли, отвергнув его бедного друга Кима; К. уходит на заработки, богатеет; Ли обеднел, залез в долги, пришел просит денег у К.; тот дает деньги под залог фунта плоти Л.; Л. не может заплатить; дочь судьи предлагает решение: К. может взять плоть, но не кровь; судья делается знаменит]: Cho 2001, № 128: 248-249.

Балканы. Венгры, греки: Uther 2004(1), № 890: 515.

Средняя Европа. Чехи, поляки: Uther 2004(1), № 890: 515.

Кавказ – Малая Азия. Турки (Анкара) [юноша занимает деньги у незнакомца с условием в случае невозврата отдать килограмм своей плоти, отрезанной от ноги; жена договаривается с судьей, чтобы тот потребовал от истца взять ровно килограмм, ни грамма меньше или больше; истец отказывается от своего требования и платит штраф]: Eberhardt, Boratav 1953, № 297: 339.

Балтоскандия. Норвежцы, исландцы, шведы, финны, латыши: Uther 2004(1), № 890: 515.