Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G25. Злаки рассеяны над миром..27.-.29.

Семена злаков рассеяны над миром, упали на землю, теперь люди выращивают хлеба.

Балканы. Древняя Греция [Триптолем – сын царя Элевсина Келея (Hymn. Hom. V 153, 474); Деметра подарила ему золотую колесницу, запряженную крылатыми драконами, дала зерна злаков; разъезжая по всему свету, Т. засеял землю и обучил людей земледелию (Apollod. I 5, 2; Hyg. fab. 147); за свою праведность Т. вместе с Миносом, Радамантом и Эаком судит в аиде мертвых (Plat. Apol. 41a)]: Мифы народов мира 1982(2): 525.

Средняя Европа. Поляки [А. Мицкевич, "Пан Тадеуш": На север светит кружок звездного Сита, через которое Бог (как говорят) просеял зернышки ржи; семантический переход 'сито' → 'Плеяды' известен прежде всего носителям смежных с Литвой носителей белорусских и польских говоров]: Непокупный 2004: 65, 76-77.

Кавказ – Малая Азия. (Ср. осетины [громовник Уацилла хранит хлебные зерна в своей сумке; Сослан просит его подарить их людям, тот соглашается]: Либединский 1978: 121); лаки [собранный урожай Зал просеивает сквозь сито – Плеяды; когда туман и тучи, З. пропускает через сито воду, чтобы разогнать тучи; тучи удерживают зерна божественных хлебов; некоторые семена упали на горы и оттуда распространились по миру; люди просят З. дать воду, чтобы семена росли, он посылает струйки воды]: Халидова 1984: 160.