Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H12B. Мертвые питаются экскрементами..12.14.19.20.

В загробном мире умершие или демоны питаются экскрементами.

Западная Африка. Джукун [мертвые в нижнем мире Kindo питаются красными червями; скупые питаются экскрементами]: Meek 1931: 212.

Северная Африка. Древний Египет [в нижнем мире демоны находятся ногами вверх, головой вниз; поскольку рот внизу, они едят собственные экскременты]: Gahlin 2007: 142.

Меланезия. Кева: LeRoy 1985, № 44 [какой-то зверь убил мужа; жена остается в хижине у его могилы, рожает сына; приходит муж, соглашается повести ее с собой; у подножья горы велит закрыть глаза; они оказываются в селении мертвых на горе; мертвые танцуют; две толстые женщины испражняются, мертвые поедают их испражнения, муж живой женщины не ест; его зовут танцевать, он идет, но испражнения на глазах жены не ест; утром он отсылает жену и сына вниз к подножья горы; они превращаются в двух поссумов], 45 [мужа убили; он приходит к ней окровавленный, уходит; она понимает, что видела мертвого, идет его искать; по веревке спускается в пропасть; находит мужа, возвращается с ним в мир живых; он должен питаться лишь грибами, растущими на гнилых стволах; ее ребенок, зачатый от мертвеца, беспрерывно плачет; она говорит, ему, что его отец в мире мертвых ел дерьмо, а сын теперь плачет; муж слышит это, уходит; вар.: жена сама съедает выросшие на стволе грибы; отвечает мужу, что тот ел дерьмо в мире мертвых; обиженный муж уходит; если бы жена не обидела мужа, мертвые возвращались]: 143-146, 146-150; о-ва Адмиралтейства [в мире мертвых дурные люди страдают, питаются эксрементами]: Nevermann 1934: 367-368; Бука (или северный Бугенвиль) [мать умерла, маленький сын пошел ее искать, спрятался в песке, увидел, как сперва дети, затем девушки, женщины приходят мыться; узнав мать, увязался за ней; она говорит, что мертвые питаются экскрементами; ночью от нее остаются лишь кости, сын принимает блеск в глазницах черепа за огонь; у мертвых нет огня; они хрустят костями; мать говорит, что сын должен сперва умереть, чтобы остаться с ней; отводит к людям; на следующий день сын умирает]: Blackwood 1932: 89-91; Леперс [молодой человек спустился в загробный мир за умершей женой, нырнув в озеро; в селении мертвых его старый друг велел ему ничего не есть; он не увидел жену, но собрал сладкие травы, принес их ан землю; другой человек спустился в селение духов по корню баньяна]: Codrington 1891: 286.

Полинезия. Футуна (Эрронан) [тени умерших ведут неприглядное существование, питаются отбросами]: Gunn 1914: 225.