Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I46C.Радужная веревка. .27.29.33.34.39.46.

Радуга – веревка (обычно та, за которую привязан скот).

Балканы. Румыны (Молдова) [веревка, созданная посреди неба еще в начале мира. Она будет границей на последнем суде, когда дьявол со своими (приспешниками) и с грешными душами возьмутся за одну часть радуги. Бог с ангелами и с праведными душами возьмутся за другую часть радуги. Тот, кто победит, будет владеть всеми душами]: Brill 2005: 167.

Кавказ - Малая Азия. Карачаевцы [старушка Мамия-Хан вьет из семи веревок одну толстую, перекидывает во время дождя на гору из-за чего появляется Къан-Къылыч (одно из названий радуги), тень которой падает на землю]: Каракетов 1995: 256.

Туркестан. Казахи: Малюга 1970 [хан задает мальчику загадку: "цветной аркан от холма до холма достал" (радуга)]: 73; Потанин 1881 [радуга – кэмпирнын кусагы (кэмпир – старуха, кусак - веревка]: 127, 743; Чулощников 1924 [среди людей неба есть старуха огромного роста; съедает сразу 40 баранов, 40 лепешек, выпивает 40 мес (кожаных сосудов) кумыса; своих разноцветных овец она доит после дождя; тогда овцы видны в виде радуги, кемпир-косак; косаком называется два ряда овец, привязанных вместе, чтобы доить, тесно головами вдоль протянутой по земле веревки]: 242; памирские киргизы [радуга – "кемпир кусак" ("старухина веревка" – для привязывания скота); объясняется как протянутое для просушки полотно старухи]: Андреев 1927c: 22.

Южная Сибирь - Монголия. Монголы [у человека было две жены, они ссорились; у старшей было три сына, свекровь ее прокляла; невестка ушла на небо с двумя сыновьями и со всем скотом; теперь привязывает своих баранов за радугу]: Потанин 1881: 127.

СВ Азия. Юкагиры [радуга – веревка, за которую либо старуха на земле держит оленя (домашнего) на небе, либо небесная старуха держит оленя на земле]: О.А. Мудрак, личн. сообщ., окт. 2004.

Великие Равнины. Арапахо [радуга – леса Грома, на которую он ловит водяных монстров hiintcäbiit; когда молния бьет в воду, Гром поражает монстра; иногда считается, что ручей вытекает изо рта монстра; близ некоторых заметно множество змей, высовывающих головы; в таких местах к деревьям привязывают одежду, оставляют подношения; если ручей высыхает, значит, Гром унес монстра]: Kroeber 1907c: 317.