Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27hh. Разобратьзерно, Th H1091.

.11.12.14.-.17.21.-.34.36.37.(.52.)

Персонажу поручено за короткое время отделить друг от друга мелкие частички разного сорта (обычно семена разных видов растений), смешанные в одном сосуде, либо подсчитать число зерен либо собрать рассыпанное зерно.

Бантуязычная Африка. Ламба [старшие дочери вождя замужем, младшая говорит, что выйдет лишь за того, кто пройдет сквозь отверстие в дереве вместе с мячом; двое старших братьев и муж их сестры (brother-in-law) идут попытать счастья, не хотят брать младшего брата; тот приходит, по пути кормит птицу, муравьев, рыб; выполняет поручение, признан зятем; старшие братья намерены его погубить; говорят жене вождя, что ее зять 1] может сделать так, что ребенок появится на другой день после свадьбы; юноша собирается вернуться домой, но птица, которую он накормил, летит на запад и приносит ему младенца; 2) братья подговаривают разбросать в лесу семена, пусть он их соберет; муравьи собрали; 3) высыпать в воду бусы (рыбы достают); жена юноши жалуется матери, та объясняет, что виноваты братья ее мужа; вождь все выясняет, отправляет братьев домой; зятя чествует; они посетили дом юноши и вернулись жить к родственникам жены]: Doke 1927, № 23: 45-51; суахили.

Западная Африка. Дагари; бамбара; лома; мофу-гудур [разделить кунжут и песок]; хауса; темне; джукун [чтобы Fatsumate не ушла гулять с другими девушками, родители, уходя, велят ей разобрать различные виды везра; девушки, из ревности стремящиеся погубить Ф., велят муравьям исполнить работу; все девушки пошли в лес за дровами, появился Dodo, они залезли на дерево; каждая слезает, говорит, что она не Ф.; Ф. с вершины дерева просит Ястреба, затем Стервятника помочь; те отвечают, что она их в свое время гнала; Голубка снимает с нее одежду и украшения; Ф. спускается, говорит Д., что Ф. еще на верху; Д. видит там украшения, верит; Голубка поет на дереве голосом Ф.; улетает; Д. бежит за ней, смотря в небо, падает в реку, тонет; в награду Голубка попросила черную нитку; Ф. повязала ее ей на шею, с тех пор у голубей там черная полоска]: Meek 1931: 477-478.

Северная Африка. Тунис.

Южная Европа. Сицилийцы; итальянцы (тичино); португальцы.

Западная Европа. Немцы (Гримм; Баден-Вюртемберг); французы; бретонцы; валлийцы.

Передняя Азия. Йемен [дочери султана пригласили всех женщин деревни на свадьбу; мачеха велит падчерице по имени Лист Хны (ЛХ) разобрать три смешанных друг с другом вида зерна, уходит со своей дочерью Ekram; старушка дает ЛХ одежду и украшения, приводит ко дворцу; танцует с другими женщинами; случайно входит Али, сын султана; прежде, чем женщины закрыли лица, он увидел ЛХ; она убежала, обронив туфельку; зерно разобрано; Али велит всем пробовать туфельку; подходит только для ЛХ, у нее есть и вторая; мачеха посылает Э., но та уходит в дворцовую кухню, опрокидывает на себя каменный горшок, венчик остается у нее на шее; в это время ЛХ приводят к сыну султана; мачеха посылает ведьму, та приходит под видом служанки, вонзает в затылок ЛХ 7 колючек, та улетает голубкой; жена султана говорит, что ЛХ ушла; слуга видит голубку, та плачет, начинается дождь; Али находит ее, вынимает колючки, ЛХ становится женщиной; султан прогнал ревнивую жену, передал трон Али]: Han, al-Hegri 2004: 92-97.

Тибет. Тибетцы (Амдо) [(тот же текст в Крапивина 2001: 15-33); сын служанки рассказал матери, будто видел во сне как взошел на царский трон; мать проболталась; царь изгнал юношу, разрешив вернуться, когда он сотрет данные ему железные башмаки; у берега моря юноша видит, как белая змея сражается с черной; черная побеждает, но юноша убил ее, бросив в нее железный башмак; в тот же момент на змей бросился коршун; юноша спрятал белую, а черную коршун унес; сказал об этом вышедшим из моря 7 черным всадникам, те исчезли; затем вышли 7 белых всадников, сказали, что белая змея – сын царя нагов; юноша приводят в мир нагов; он оставляет лишнюю еду у норы; оттуда выходит женщина с запечатанным ртом; юноша срывает повязку; женщина благодарна за то, что он давал ей еду; велит просить у царя нагов в награду рыжего щенка-сучку, белую бамбуковую трость и многоцветную занавеску; на берегу моря юноша делает палатку из занавески и палки, привязывает щенка; вернувшись, видит гигантский шатер, внутри полно разных продуктов; кто-то готовит; юноша проследил: из шкуры собаки выходит красавица; он бросает шкуру в огонь, берет девушку в жены; она дает зерна, велит разбросать по горам, зерно превращается в скот; вопреки совету жены, юноша зовет царя в гости; жена мажется сажей, но ручейки пота смыли сажу, царю увидел ее лицо, потребовал ее себе в жены; затем решил, что женщина достанется победителю в состязаниях; 1) лить с горы йогурт, чей прежде стечет к подножью; царь велит собрать йогурт со всей страны, но жена юноши велит попросить помочь ее отца; тот дает мешок йогурта, его поток немедленно достигает подножья; 2) кто быстрее соберет рассыпанные горчичные семена; царю помогает весь его народ; юноша получает из моря ящик; открывает раньше времени, голуби разделаются, остается один с поврежденным крылом; но и он успевает собрать семена раньше, чем все царские люди; жена велит попросить у ее отца ящик войны; спрашивает царя, хочет ли он «по-по»; он говорит, что хочет; из ящика выходят воины, убивают царя, юноша воцаряется]: Kajihama 2004, № 16: 58-65; тибетцы (Амдо) [женщина холит двоих старших дочерей, младшую держит впроголодь; та пасет белую корову, корова дает ей еду, девочка хорошеет; мать и сестры узнают об этом, собираются зарезать корову; та велит девочке не есть ее мяса, кости и долю мяса оставить в пещере у реки, через три дня вернуться; через три дня в пещере возродившаяся корова; принц приглашает на праздник всех девушек; мать велит младшей отделить ячмень от золы, со старшими уходит на праздник; белая корова велит птицам исполнить работу, дает девочке прекрасный наряд, привозит на праздник; принц на ней женится, мать вынуждена согласиться на брак]: Tshe dbang rdo rje et al. 2007: 214-215; китайцы Цинхая [старший брат пристает к жене младшего, та его отвергает; он пытается извести младшего, дает трудные поручения, жена того помогает все выполнить; 1) собрать уже посеянное зерно (воробьи собирают); 2) вырыть на горе глубокую яму, не пользуясь инструментами (барсуки роют); 3) вскипятить в ней воду (кочерга кипятит); 4) прыгнуть в кипяток; жена дает булавку, муж оказывается в подводном дворце, узнает, что его жена – дочь дракона; возвращается через 2 недели с подарками, его брат уже готовит свадьбу с его женой; жена того велит мужу тоже нырнуть в кипяток получить подарки; тот сварился]: Frick 1954, № 13: 522-523; тибетцы (СЗ Юньнани) [супруги – рабы в богатом домохозяйстве; их дочь Yongxi внешне похожа на дочь хозяйки, поэтому та хочет ее убить; отец Й. умер, мать не заметила, как корова опрокинула ведро с молоком, хозяйка забила женщину до смерти; умирая, она обещала Й. стать коровой и заботиться о ней; вскоре родился теленок, стал коровой, Й. о ней заботится; хозяйка велит Й., чтобы та пряла, пася овец; корова учит бросить шерсть на шиповник (тот очищает шерсть), на сосну (превращает в пряжу); хозяйка велит превратить пряжу в ткань (бросить на иву); хозяйка заставила Й. все рассказать, послала свою дочь Bazhen бросить шерсть на куст, ветер унес клочья шерсти; хозяйка бьет Й., не кормит; корова велит ее доить, появляются масло и творог; хозяйка посылает к корове Б., та лягает ее; хозяйка решает зарезать корову, та велит Й. спрятать ее шкуру в трещине скалы, рога – на горе, копыта зарыть, кишки развесить по деревьям; принц ищет невесту, хозяйка ведет Б. на смотрины, оставив Й. подобрать рассыпанные семена турнепса; воробьи собирают, шкура и прочее превращаются в роскошное платье, копыта в сапожки; принц видит Й., стреляет вверх, чтобы стрела упала ей на колени в знак выбора; хозяйка хватает стрелу, отдает Б.; тогда король велит каждой девушке примерить волшебный сапожок; он подходит только Й., она становится женой принца]: Miller 1994: 122-129.

Бирма, Индокитай. Тямы; моны [собрать рассыпанные зерна]; вьеты; белые таи Вьетнама [собрать посеянные зерна].

Южная Азия. Пардхан [собрать уже посеянный сезам]; непальцы [отделить рис от проса]: Sakya, Griffith 1980: 70-79; санталы [собрать семена горчицы]; хо [собрать уже посеянные семена]; сингалы [собрать разбросанные семена]; Древняя Индия [собрать уже посеянный сезам]; пахари [колдунья заколдовала раджу Bunsi Lall быть змеем, жить под землей; мачеха послала девушку Sukkia в лес за хворостом, змей попросил С. за него выйти; та сказала мачеха, мачеха велала наполнить комнату серебром, змей это сделал, отослала падчерицу змею; по ночам тот становится человеком; мачеха об этом узнала; подговорила С. спросить имя мужа, тот предупредил, что будет беда, но С. настаивала, он сказал, исчез; она ищет его, приходит к колодцу, где слуги БЛ берут воду; БЛ скоро женится на другой девушке; С. передает со слугами свое кольцо, БЛ его узнает; мать БЛ хочет извести С., велит ночевать в комнате со змеями и скорпионами (БЛ очищает комнату), пересчитать рассыпанные семена горчицы, поделив их на две равные кучки (БЛ велит птичкам это сделать), нести факелы, которые готовы ее сжечь (БЛ приходит на помощь, БЛ и С. возвращаются в земной мир)]: Dracott 1906: 15-19.

Индонезия. О-в Тидоре; дусун [собрать рассыпанный рис]; мурут [собрать рассыпанный рис]; нгаджу [разделить золу и песок]; тетум [разделить зерно и песок].

Филиппины. Висайя; ромбломанон; келлей-и каллахан.

Китай, Корея. Намузи [собрать посеянное зерно]; лису [пересчитать просо]; чуань мяо [собрать назад посеянное зерно]; китайцы (много записей в Гуандун, есть в Шаньдун) [мачеха мучает падчерицу работой; корова той помогает; мачеха велит зарезать корову, та велит падчерице сохранить кости; мачеха и родная дочь едут на праздник, велев падчерице отделить бобы от пшеницы (Ворон помогает); из коровьих костей возникает праздничная одежда для падчерицы; она едет на праздник, выходит замуж]: Eberhard 1937, № 32: 52-54; корейцы [отделить от песка рассыпанное просо].

Балканы. Румыны; греки; болгары; албанцы.

Средняя Европа. Русские [жена купца умирает, оставив дочери Василисе благословение и куколку; купец женится на вдове с двумя дочерьми; куколка кормит, утешает В., выполняет работу; огонь гаснет, сводные сестры посылают В. за огнем к Бабе-яге; по пути мимо проезжают всадник на белом коне (рассвет), на красном коне (солнце), у дома Бабы-яги – на черном коне (ночь); дом из костей, на кольях черепа с горящими глазницами; Баба-яга велит очистить от чернушки птеницу, на следующий день – мак; куколка все делает; узнав, что В. благословенная, Баба-яга велит отнести мачехе череп с огнем; он испепеляет мачеху и ее дочерей; В. зарылла череп, просит отца купить льна; увидеть сотканное ею полотно, царь берет ее в жены]: Афанасьев 1958(1), № 104: 159-165, 482 [литер. обраб., оригинал не известен, параллелей в русском фольклоре нет]; русские (Воронежская, 1974, с. Подклетное Семилукского района) [Иван-Царевич и царевна Светлана с детства дружат, вырастают, хотят пожениться. Иван отправляется к отцу Светланы свататься. Тот задает ему 3 задачи, на выполнение каждой дается 1 ночь, если одна не будет решена, Ивану отрубят голову. Задачи: осушить озеро, построить на его дне дом («чтобы прошла Светлана в шелковых носочках и не замарала их»), отделить в царском амбаре рожь от пшеницы. Иван не знает, как решить задачи, первой ночью приходят слоны и выпивают озеро. На вторую ночь появляются мастера и строят дом, в третью ночь прилетают голуби и отделяют зерно. Иван не рассказывает царю, как ему удалось выполнить задание, царь соглашается отдать за Ивана свою дочь. После свадьбы Светлана говорит никогда не снимать с ее пальца перстень, т.к. в нем заключено их счастье. Иван его снимает и бросает в море, его жена исчезает. Иван приходит к морю, золотая рыбка подсказывает Ивану искать Светлану за тридевять земель. Он оказывается в избушке на курьих ножках, старушка говорит, что Светлана была у нее, но теперь она далеко. В следующей избушке ему сообщают то же. В третьей избушке старушка дает Ивану клубок и саблю. Клубок приводит Ивана к воротам, за ними – 9-тиглавый змей. Иван побеждает его, разрубает саблей замок и освобождает Светлану. Иван возвращает ее домой, они снова играют свадьбу]: Кретов 1977, № 35: 61-64; украинцы (Закарпатье) [12-ый сын Юрко идет искать крестного, который при крестинах дал для него письмо; это царь; дед предлагает Ю. сказаться его слугой, сам выдает себя за крестника; царь не верит, велит привести златокудрую дочь царя Поганина; Ю. идет, птица, муравей, пчелы обещают помочь; П. велит 1) разобрать зерно (птицы, муравьи разбирают), 2) опознать невесту среди 12 сестер (пчела ударится ей в глаз); дед убивает Ю. в лесу, невеста оживляет его живой водой, деда разорвали лошадьми]: Сказки Верховины 1970: 356-361; чехи: Nĕmcová 1970 [отделить золу от мака]: 150-163; Боголюбова, Талова 2000 [из трех братьев только Гонза кормит муравьев, нищего; хозяин требует за ночь разобрать мак, муравьи разбирают; хозяин отпускает его с подарками; Г. ночует на дереве, справляет нужду и роняет сук на разбойников, те разбегаются, оставив свои сокровища]: 330-351.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары [подсчитать зерна]; адыги; кабардинцы [перебрать пшеницу]; абхазы; чеченцы [у отца 7 холостых сыновей; старушка говорит, что князь за лесом хочет выдать 6 дочерей за женихов-братьев; в лесу можно спрятаться в доме от непогоды, но лишь один раз; братья едут за невестами, старший Алхаст остается дома; в лесу братья заходят в дом, а на обратном пути, взяв невест, снова прячутся там от дождя; одноглазый великан велит младшему брату с невестой остаться, остальных отпускает; А. уезжает на поиски, велит не справлять свадьбы год; одноглазый обещает освободить младшего брата с его невестой, если А. добудет ему Солнцеликую Азни; по пути спасает мышей из горящего стога; отец СА велит за ночь разделить смешанные пшеницу, ячмень и просо; мыши все делают, А. увозит СА; СА превращает себя и А в голубей, чтобы ее братья их не догнали, но братья их отпускают; одноглазый хвалит А., отпускает его с СА и младшего брата с его невестой]: Кибиев, Мальсагов 1981: 172-183; кумыки [собрать рассыпанное зерно]; таты [мачеха ненавидит пасынка и двух падчериц; заставляет девочек перебирать рис и пшено, смешав их с золой; предлагает пасынку сходить на тот свет к его матери; он находит ее, остается жить на том свете; сестры делают лепешки, они катятся, сестры идут за ними искать брата; приходят в дом матери и брата пока тех нет; две мышки съедают лепешки; девочки плачут, поскольку ьез лепешек не смогут вернуться назад; мышки выводят их, их брата и мать через нору другими ходом; палка брата бьет мачеху до смерти; все довольны]: Кукуллу 1974: 102-106; грузины [падчерица просеивает, а не перебирает просо]; армяне [разделить 3 вида зерна; собрать разбросанные семена]; курды.

Иран – Средняя Азия. Белуджи; персы; таджики; пуштуны [собрать посеянные горчичные зерна; отделить пшено от песка]; узбеки; ишкашимцы [собрать посеянное зерно]; ваханцы [собрать рассыпанное зерно]; сарыкольцы [собрать рассыпанное зерно]; туркмены [очистить мешок хлопка].

Балтоскандия. Датчане [собрать развеянные зерно или перья]; карелы (северные, Тунгудский район) [жена пошла искать овцу, Сюотар велит плюнуть, пройти у нее между ног, женщина сама превратилась в овцу, С. заняла ее место; муж не заметил, дочь заметила; С. велит зарезать овцу; та велит дочери мяса не есть, зарыть косточки; С. с мужем пошли на пир, С. велела падчерице отделить муку от песка; мать учит ударить прутом – все разделилось, еще – появилась лошадь, дочь в одном ухе умылась, в другом оделась; уходя с пира, потеряла кольцо; на следующий день – отделить молоко от воды; царевич вымазал дверь смолой, у девушки прилипла косынка; на третий – починить поваленную печь, царевич засмолил порог, туфля прилипла; по ней нашел Золушку (Тухкимус), взял в жены]: Степанова 2000, № 114: 202-205; карелы (российская Карелия) [муж с женой пошли искать пропавшую овцу; ведьма превратила женщину в черную овцу, приняла ее облик, муж не заметил подмены; жена-ведьма просит зарезать овцу; дочь знает, что это мать; овца велит ей не есть ее, кости собрать и зарыть; на этом месте выросла береза; жена-ведьма тоже родила дочь, стала тиранить падчерицу; король зовет всех на праздник; мачеха велит падчерице отделить ячмень от золы; голос матери из-под березы велит взять березовую ветку, та исполняет работу; девушка делается красавицей, на ней роскошное платье, рядом конь; королевич посадил девушку рядом с собой, а ведьмина дочь грызла под столом кости; королевич смазал смолой дверь, кольцо девушки прилипло; дома она оставляет платье и коня у березы; на следующий раз задание отделить семена конопли; то же, к двери прилипает золотой обруч для волос девушки; на третий раз ведьма выливает в золу молоко; к двери прилипает золотая туфелька; королевич собирает всех, чтобы примерить; ведьма втискивает палец, голову и ногу родной дочери в кольцо, обруч и туфельку; королевич должен жениться на уродке; он забирает из дома ведьмы обеих девушек; переходя реку, бросает уродку как мост, переходит по нему, женится на красавице, но все думают, что это дочь ведьмы; уродка остается лежать мостом, из нее вырастает цикута; ведьма хочет ее срезать, слышит голос дочери, вновь делает ее человеком; приходит к молодой королевне, превращает ее в олениху, оставляет вместо нее свою дочь; младенец королевны плачет; некая вдова учит королевича дать ей младенца, чтобы отнести в лес; королевна-олениха подходит его покормить; говорит, что так будет три дня, а затем она уйдет навсегда с оленями; на третий раз вдова предлагает почистить королевне голову; та снимает оленью шкуру; спрятавшийся король бросает шкуру в огонь; королевна превращается в прялку, в колотушку для стирки белья, в веретено, но муж разрушает эти обличья, королевна остается женщиной; королевич велит приготовить смоляную яму, зажечь, сверху прикрыть, зовет ведьму и ее дочь, они проваливаются, сгорают; ведьма успевает высунуть палец, говорит, что (из нее) возникнут черви в земле, комары в воздухе, чтобы причинять людям страдания]: Schreck 1887, № 9: 63-74.

Волга – Пермь. Мордва [сосчитать просо в амбаре]; удмурты [отец выдал старшую дочь за начальника птиц, среднюю за начальника зверей, младшую за вихря; сын продал дом, пошел странствовать, не съел пчелу, ворону, муравья, те обещали помогать; юноша пришел к старшей сестре; ее муж отвечает ей, что если придет ее отец, он его убьет, а если брат – нет; сестра показала спрятанного брата; зять его накормил и дал лошадь; юноша поскакал за хромой лисой, лошадь напоролась на кол; юноша пришел к средней сестре, там то же, что в доме старшей; у лисы нога чуть висит, лошадь пала; то же у вихря; у лисы вывалились кишки; юноша приходит в дом, хозяева берут его сторожем, велят не заходить в одну избу, он заходит, там прибитый к стене человек, просит ударить его молотом, после удара скрылся; хозяин: это был шайтан, прикидывавшийся лисой, он съел твоих трех лошадей; юноша вернулся домой, там новый хозяин велит собрать посеянное зерно (муравьи собирают); родить в одну ночь без жены ребенка (ворона кричит как младенец); сделать восковой мост (пчела делает); тот человек ушел, а юноша остался в своем доме]: Кралина 1960, № 57: 154-157; башкиры.

Туркестан. Казахи: Канбак-Шал 1985 [у бая дочь от старшей жены, сын и дочь от младшей; младшая умерла; мачеха тиранит ее детей; черный барашек кошкар велит им вырывать у него клок шерсти, каждый раз появляется еда; мачеха подсмотрела, решила зарезать барашка, притворилась больной, только ее мясо ее вылечит; барашек посоветовал детям зарыть его кости; мачеха дала падчерице спрясть мешок шерсти; корова стала жевать шерсть, чтобы спрясть ее; ветер унес шерсть; девочка пришла к старухе; та попросила расчесать ей волосы; там были вкусные вещи, девочка не притронулась; старуха сделала ее красавицей, вернула шерсть, корова пожевала, шерсть стала нитями; мачеха посылает родную дочь, та съела яства, старуха велела, чтобы у нее на голове выросли рога; лекари ее с трудом вылечили; падишах обещал женить сына на той, выдать дочь за того, чьи кожаные сапоги ему подойдут; мачеха со своей дочерью понесли свои сапоги, велели детям отделить рис от пшена; белая курица велела разрыть яму с костями, там кони, одежда, обувь; падишах женил сына на девушке, выдал дочь за ее брата]: 58-60; Турсунов 1983 [Ауэз-хан хочет женить 40 сыновей на 40 дочерях другого хана; тот просит за год построить дорогу с садами, фонтанами, соловьями; младший сын встречает старика, тот все создает; велит, чтобы младший остался дома, а старшие братья по дороге не заходили во дворец во время пурги; те вошли, дракон отпускает их за то, что они доставляют младшего; велит младшему добыть девушку; по пути лечит раны лисы, муравья; девушка требует поймать двух лисиц, собрать рассыпанную в песок пшеницу; лиса, муравьи исполняют; велит убить двух голубей, открыв сундук дракона; дракон подыхает, младший брат женится на девушке]: 203-205; каракалпаки [у царя сыновья от старшей жены Есен и Усен, от младшей – Асан; он хочет найти царя с тремя дочерьми; заезжает к старушке, встречает там царя, собирающегося выдать дочерей, но успевает своего младшего А. отдать старушке; старушка просит А. привезти дочь румского царя Мыскал («золотник», это ее вес; если она встретит мужчину, станет тяжелее, поэтому отец ее регулярно взвешивает); по пути А. помогает царице мышей, муравьям, тигру, те обещают помогать в ответ; А. живет у другой старушки, с его волос сыплется золото, старушка богатеет; на небе два солнца: второй свет исходит от М.; мышь проделывают подземный ход, царь взвешивает М., вес увеличился, он казнит стражников; М. дает А. волшебное кольцо, оно поможет исполнить задачи отца; 1) заставить в двух норах плавиться золото и серебро (кольцо плавит); 2) собрать рассыпанное просо до зернышка (муравьи собирают); 3) убить дракона (тигры убили); А. женился на М., у них сын; они едут к той старушке, которая отправила А. за М., по пути воры похищают М. и мальчика; А. возвращается в город тестя, тот умер, птица садится на голову А,, его избирают царем; он обещает ворам награждать их, если расскажут о своих преступлениях; через них узнает о пещере, где М. и сын, возвращает их; М. говорит, что та старушка – баба-яга, надо оторвать голову голубю, сидящему на приставной лестнице, иначе она их съест; она мстит за своих сыновей-великанов, сватавшихся к М., но казненных (они не выполнили заданий); А. все так и сделал, привез жену и сына к отцу]: Волков, Майоров 1959: 177-186; уйгуры; дунгане.

Южная Сибирь – Монголия. Монгоры; дагуры; дагуры [две сестры осиротели, ушли в лес, питались кореньями; однажды увидели дом, в нем нет хозяев, но есть еда; старшая съела зеленую горошину, младшая красную, обе родили по девочке; дочь старшей Boobu, младшей – Schadscha; когда Ш. 17 лет, ее мать умерла; мать Б. помыкает племянницей; уходя с дочерью на свадьбу, велит Ш. отделить гречу от овса; приходит старушка, обещает выполнить эту работу, велит из погреба под тополем взять одежду и туфли, которые нравятся, и идти на свадьбу; там тетя ее не узнала; возвращаясь, Ш. потеряла одну свою красную туфельку; ее нашел молодой охотник Bulto, стал искать владелицу; Б. не смогла надеть туфельку, а Ш. принесла вторую и ушла и Bulto; родила сына; через год тетя с Бообу пришла к ней, спросила, как она ведет себя, когда муж возвращается с охоты; предложила пойти вместе за грибами; попросила достать воды из колодца, столкнула туда; подменила Ш. своей дочерью; конь говорит Bulto, что эта женщина – Бообу, а Ш. в колодце; конь опустил хвост в колодец, Ш. выбралась наружу; тетя с дочерью убежали в лес, их съели волки]: Bäcker 1988, № 21: 146-14.

Восточная Сибирь. Амурские эвенки [собрать рассыпанную муку].

Амур – Сахалин. Удэгейцы [собрать рассыпанную пшеницу, чумизу].

(Ср. Мезоамерика. Вероятно, европейское заимствование. Отоми [женщина держала дочь в ящике, не выпускала; юноша сделал деревянные ложки, миски, пришел под видом продавца; девушка попросила мать купить; увидев его, девушка почувствовала зуд; когда она пошла купаться и сняла платье, нашла в нем кукурузное зернышко; она растерла его и бросила в воду, креветка о нем позаботилась, рыбы воспитывали, с тех пор у некоторых на спине темные пятна; мальчик вырос, попросил девушек, стиравших белье, переправить его через реку; они отказались; тогда уговорил их встать в ряд, чтобы перейти по их спинам; по мере того, как шел, девушки превращались в лягушек; пришел к матери, она делала глиняные сосуды, он разбил их стрелами; она стала его бранить, он объяснил, что он ее сын, которого она размолола и бросила в воду; он стал играть на музыкальном инструменте своего деда; велела прекратить: другой, злой, дед услышит, он убил игравшего; тот пришел, повел юношу в темаскаль, закрыл дверь, поддал пару; открыл, собираясь разделать и съесть сварившегося; баня была пуста, юноша подошел от источника, весь мокрый; тогда дед предложил отделить черные зерна от белых; юноша осенил сосуд крестом, зерна отделились; а дед не смог отделить; юноша предложил поймать брошенный камень; юноша поймал; сам бросил камень, а когда тот падал, бросил в глаза деду кукурузные колючки (espigas), камень попал ему в голову и убил; попросил у матери лепешек, та ответила, что они здесь едят только кости, больше ничего нет; он велел взять горшок, тот закипел, в нем оказались лепешки; велел приготовить поле, на нем выросла первая кукуруза]: Oropeza Escobar 2007: 185-191; цутухиль [почистить рис]).