Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a5. Старуха делаетсякрасавицей. .14.15.28.

Старая или уродливая женщина, не ожидая того, делается юной красавицей. Обычно другая пытается повторить ее действия и гибнет либо терпит ущерб.

Арабы Алжира, кабилы, сицилийцы, (арабы Сирии), поляки.

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [зловредная старуха называла добрую "однозубой"; решила выдать ее за принца; нарядила, представила своей дочерью; когда принц увидел, на ком он женился, он выбросил старуху в окно; ангелы ее подхватили, сделали прекрасной 18-летней девушкой; принц снова женился на ней; первая старуха пришла, бывшая старуха сказала, что ее омолодил кузнец; та потребовала от кузнеца ее омолодить, легла на наковальню, он раздробил ее молотом]: Aceval 2005, № 16: 33-34; берберы Бени Менасер, Кабилия [одна жена умная, другая глупая; они поссорились, разделили единственного петуха; одна свою часть зажарила, другая сохранила; Полупетух (одно крыло, одна нога) отправился в паломничество; бросается на шакала, на льва, вырывает по волоску, прячет под крыло; просит щетинку кабана, тот дает; в доме царя кричит, что тот завтра умрет, а он возьмет его жену; царь велит бросить его баранам и козам; он сжигает волосок шакала, тот просит не жечь, зовет всех шакалов, те перегрызли баранов и коз; то же – бросить быкам (львы их растерзали); царь велит запереть Полупетуха, чтобы убить своими руками; тот вызывает кабана, кабаны сломали дверь, Полупетух ушел, взяв находившееся в помещении золото; просит свою хозяйку его бить, сыплется золото; увидев золото, глупая жена предлагает разделить собаку; умная уступает ей свою половину; глупая отправляет собаку в паломничество; та увидела в источнике желтый камень, схватила, принесла, велела себя бить; та ее убила и нашла в пасти желтый камень]: Basset 1887, № 42: 83-89.

Южная Европа. Сицилийцы [король хотел жениться на красавице прекраснее солнца, послал слугу искать; тот попросил в доме воды, 80-летняя старуха протянула ему воды из-за двери; он увидел лишь руку, ставшую белой и тонкой от прядения; сообщил королю; тот послал за невестой; она ответила, что ей 15 лет, что почернеет от солнца, ее привезли в закрытой повозке; ночью король увидел ее, выбросил в окно, она зацепилась за гвоздь на стене; феи ее пожалели, дали красоту, молодость, мудрость, обходительность; король увидел, велел достать, счастлив с ней; ее сожительница 90 лет пришла, узнала ее, спросила, как помолодеть; та ответила, что надо снять старую кожу, будет новая; она пошла к цирюльнику, тот стал сдирать с нее кожу, она умерла]: Gonzenbach 2004a [1870], № 39: 263-265 (пересказ в Crane 1985, № 25: 97-100) .

Средняя Европа. Поляки [дочь вдовы – безобразная горбунья; три феи обещают, что она будет царицей; вдова варит травы, поливает землю перед домом; проезжающий мимо король чувствует приятный запах; вдова говорит, что она поливает землю водой, которой моется ее дочь; что дочь умрет, если кто-то увидит ее до замужества; король женится; увидев уродку, выбрасывает в окно; феи ее подхватили, сделали красавицей; утром король спрашивает, кто она; красавица отвечает, что выброшенная им жена; пир]: Домбровский 1992: 77-83; (ср. украинцы (Полтавская) [Бедная вдова не может прокормить детей, идет просить милостыню. Белый старик в черных ботинках спрашивает ее: «А що, бабо, мороз?», она отвечает, «Бог його помнож». Морозу понравилась искренность старухи, он не замораживает ее, дает с собой добра, она богатеет, строит новую избу, опекает нищих. Соседка выпытывает, как удалось ей разбогатеть. Отправляется на то же место, на вопрос мороза отвечает «дiдько його не возьме». Старик замораживает ее]: Самсонова 1914: 317-318).