Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a5a. Разговорстарухи с Морозом. (.17.28.)

Старая женщина доброжелательно отвечает на вопрос персонажа, воплощающего одно из времен года, награждена. Другая ругает его, наказана.

Арабы Сирии, украинцы.

Передняя Азия. Арабы Сирии (Дамаск) [мать с трудом уговорила сына жениться; но невестка оказалась злой, велела мужу оставить свекровь в безлюдном месте; сын оставил мать, обещал скоро вернуться, пропал; к ней подошли двое мужчин, Зима и Лето, спросили, какая часть года, по ее мнению, лучше; она похвалила обе; они сделали так, что при каждом слове с губ женщины падает золотая монета; на пятый день сыну стало стыдно, он вернулся, нашел груду золота; невестка велела мужу отвезти на то же место ее мать; та обругала и зиму и лето; они велели, чтобы при каждом слове изо рта старухи извергались кишечные газы; так и осталось]: Kuhr 1993: 64-68.

Средняя Европа. Украинцы (Полтавская) [Бедная вдова не может прокормить детей, идет просить милостыню. Белый старик в черных ботинках спрашивает ее: «А що, бабо, мороз?», она отвечает, «Бог його помнож». Морозу понравилась искренность старухи, он не замораживает ее, дает с собой добра, она богатеет, строит новую избу, опекает нищих. Соседка выпытывает, как удалось ей разбогатеть. Отправляется на то же место, на вопрос мороза отвечает «дiдько його не возьме». Старик замораживает ее]: Самсонова 1914: 317-318.