Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56F. Дележ петухов. .14.29.(.32.).36.

Человек делит жареного петуха согласно социальным рангам присутствующих (хозяину – голову, дочерям – крылья, и т.п.), беря себе самую непрестижную, но мясистую часть, получает награду. Другой человек приносит несколько кур, но разделить не умеет. Зовут первого, он снова делит так, чтобы получить для себя лучшую часть, опять награжден.

Тунис, балкарцы или карачаевцы, ногайцы, даргинцы, (казанские татары), якуты.

Северная Африка. Тунис [богатый брат дровосека был жаден и не помогал ему. Как-то дровосек отнес на поклон к царю курицу. Царь приказал разделить ее между присутствующими. Царю дровосек отдал шею, гузку – царице, 2 сыновьям – по бедру, а дочерям – по крылышку. Объяснил: Царь глава народа, поэтому ему голова, царица – мать, поэтому ей гузка. Как говорили предки: «Гузка – девушке кобыла». Принцы – основа общества, поэтому им бедра, а принцессы выдут замуж и улетят из дворца, поэтому им – крылья. А что касается меня, то если мне позволено сидеть с вашим величеством и быть советчиком, то я возьму грудку. Царь его поблагодарил и одарил золотом. Брат дровосека захотел сделать то же самое. Купил 5 куриц и понес царю на поклон, но не смог их разделить между присутствующими. Тогда пришел дровосек и разделили их по принципу «нас трое». Царь его похвалил и велел брату отдать все свое богатство дровосеку]: Al-Aribi 2009, № 28 в Коровкина MS.

Кавказ - Малая Азия. Балкарцы или карачаевцы [богатый сосед уговорил бедного отдать ему единственную курицу – взамн даст зерна; курица сварена, богач просит ее разделить; тот дает хозяину голову, хозяйке гузку, дочери – крылышки, сыну – шея, остатки тому, кто делил; хозяин доволен, дает курицу и подарки; узнав о награде, другой человек приносит пять кур, но не может разделить на четверых; зовут бедняка; тот говорит, что если к четверым людям добавить одну курицу, то станет пятеро, а к одному (т.е. к нему самому) четырех – тоже пятеро; богачу нравится, бедняк уносит кур, а принесший четырех кур остался ни с чем]: Алиева, Холаев 1983: ?; ногайцы [бедный работник принес хану гуся, чтобы ему больше платили; хан требует разделить гуся; бедняк дает голову хану, шею – ханше (пусть следует за мужем), каждой из дочерей по крылышку (улетят), сыновьям – ноги (опора хана), себе берет туловище; хан одарил бедняка; богатый сосед приносит 5 гусей, не может разделить их на 6 человек, зовут бедняка; тот кладет одного гуся между ханом и ханшей (теперь их трое), двух других – между дочерьми и сыновьями хана (тоже по трое), двух забирает себе (и их трое); хан снова одарил бедняка, богач остался ни с чем]: Ногай 1979, № 36: 156-157; даргинцы [сын бедной матери принес единственную курицу в подарок богачу; тот велит ее разделить; юноша дает голову богачу, сердце – его жене, крылья – сыновьям, ножки – дочерям, остальное оставляет себе; получает в награду полмешка золота; сосед хочет получить больше золота, приносит пять кур; делить не умеет, одной из дочерей и ему самому ничего не досталось; богач зовет вчерашнего бедняка; тот одну курицу дает мужу с женой (трое), одну – двум братьям (трое), одну – двум сестрам (трое), двух оставшихся оставляет себе (тоже трое); получает еще полмешка золота; нукер говорит, что так богач разорится, идет отобрать золото; спрашивает бедняка, где середина земли; тот велит сперва отдать ему его коня, ружье и одежду; стреляет под ноги нукеру, тот убегает, приходит служить другому богачу; советует потребовать у первого богача полстада: оттого, что его жеребцы заржали, кобылы соседа принесли жеребят; богач вызывает прежнего бедняка; тот с пятью нукерами приходит в селение второго богача, велит перебить всех собак: они разогнали волков другого села; если это невозможно, то и кобылы не ожеребились из-за ржанья жеребцов; богач требует сшить шубу из железа, бедняк велит приготовить железные нитки; богач: ты еще безбород; бедняк: возьми длиннобородого козла; первый богач отдал бедняку свою дочь]: Алиева 2013, № 31: 144-147.

(Ср. Волга – Пермь. Татары [бедняк пошел к баю просить муки и в подарок принес гуся; бай велел его разделить; бедняк: голова – баю, шею – жене (куда повернется шея, туда и голова смотреть будет), крылья – дочерям (улетят), лапки – сыновьям (должны быстро бегать); бай доволен, дал мешок муки]: Баширов, Ярмухаметов 1956: 113-114).

Восточная Сибирь. Якуты [богач принес тойону 5 гусей, тот велит разделить с умом; у тойона жена, два сына, две дочери, богач не в состоянии разделить; тойон позвал бедняка; тот одного гуся отдает тойону с женой (теперь их трое), по одному сыновьям и дочерям (тех тоже по трое), себе берет двух (опять трое); тойон наградил бедняка, прогнал богача]: Илларионов и др. 2008, № 35: 357-359.