Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K61d. Отработы стала жуком. .27.29.31.

Молодая женщина случайно создает у жениха, мужа или свекрови впечатление, будто много работает. Чтобы обман не раскрылся, она сама или кто-то еще заставляют других поверить, что от работы женщины делаются уродками или превращаются в животных. Муж запрещает жене работать.

Венгры, албанцы, лезгины, армяне, шведы.

Балканы. Венгры [дочь ленива и не умеет прясть; когда мимо проезжает король, мать начинает ее бить; отвечает, что та спряла в золотые нити все белье, что было в доме; в следующий раз – крышу дома; король берет девушку в жены, после свадьбы привозит ей воз льна; та день и ночь плачет; в окно забирается человечек с большими усами и огромной бородой; обещает спрясть лен в золотые нити, если через три дня королева назовет его имя; королевские охотники возвращаются из леса; один рассказывает, как видел прыгавшего через огонь человечка; тот кричал, что его зовут Patsimantsi и что скоро он получит невесту; когда П. приходит, королева называет его по имени; король в восхищении от золотой пряжи; привозит новый воз льна; королева подучила трех уродливых старух (одна горбата, у другой губа на грудь, у третьей язык до живота) прийти просить милостыню и ответить, что стали уродками из-за того, что все время пряли; король бросился к жене и запретил прясть]: Ortutay 1969: 359-368 в Kippar 2002: 231-236; албанцы [мать велела дочери сварить 7 козьих голов, пошла в церковь; пока дочь ее ждала, она съела все головы; мать начала ее бить, проходивший мимо король услышал (игра слов: он понял, что девушка спряла 7 мотков пряжи); король женился на ней, на месяц уехал, оставив огромное количество пряжи; в последний день молодая жена горько плачет; это услышали три феи, исполнили всю работу; король в восторге; жена прячет под кроватью орехи с каштанами и время от времени давит их; говорит, что от тяжелой работы трещат ее кости; король запретил ей отныне работать]: Lambertz 1952: 160-163.

Кавказ – Малая Азия. Лезгины [у старухи прожорливая дочь; она продает ее, сказав, что девушка за день может сделать пряжу из 7 кг шерсти и сделать ковры; торговец оставляет жену прясть и ткать, уезжает; та кладет на оба плеча мамалыгу и слизывает ее, держа в руках веретено; это видит через окно больной юноша, смеется, нарыв прорвался, юноша выздоровел, его отец велит приготовить ковры; купец доволен женой; она хватает жука, плачет: это ее мать, ставшая жуком от работы; купец запрещает жене больше работать]: Алиева 2013, № 102: 452-453); армяне: Туманян 1984 [мать хвалит свою ленивую дочь Хури, купец на ней женится, оставляет жене тюки хлопка, чтобы она спрятала в его отсутствие; она бросает хлопок лягушкам, а когда видит мох на камнях, думает, что те соткали ковер; велит заплатить за хлопок, находит в реке золотой самородок; вернувшийся муж верит, что жена выменяла его на пряжу; во время пира теща обращается к влетевшему жуку, назвав его етушкой; объясняет зятю, что ее тетушка уморила себя работой и стала жуком; муж в ужасе запрещает жене больше прясть]: 31-33; Gardner 1944 [примерно как в Туманян 1984]: 163-165.

Балтоскандия. Шведы [королева Упланда хочет невестку такую же работящую, как она сама; у принца невестой принцесса изх соседнего королевства; королева велит ей прясть; работу последовательно выполняют три старушки – Большеножка, Толстогузка, Долгоручка; королеве приходится согласиться на свадьбу; на свадьбе все три старушки объясняют, что стали уродками из-за того, что постоянно пряли, ткали и шили; король говорит, что его сноха не будет работать]: Брауде, Золотаревская 1969: 323-331.