Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K73B. Наказание невиновной.

.11.13.-.16.21.23.24.27.29.30.32.34.

Женщину, ложно обвиненную в убийстве своего новорожденного ребенка, или в том, что вместо ребенка она родила щенка и т.п., подвергают издевательскому и унизительному наказанию или казни. См. мотив K73.

Танга, дараса, сахо, Марокко, баски, испанцы, французы (Дофинэ), валлийцы, австрийцы, кашмирцы, непальцы, маратхи, бенгальцы, ачех, Тимор, тетум, греки (Лемнос), болгары, гагаузы, абхазы, адыги, осетины, кумыки, ингуши, даргинцы, аварцы, лезгины, удины, армяне, турки, курды, персы, парья, узбеки, бухарские арабы, казанские татары, ойроты (торгуты Карашара), монголы.

Бантуязычная Африка. Танга [поселяют в коровнике]: Nassau 1915, № 17: 48-51; cахо [одевают в шкуру, велят выносить помои]: Reinisch 1889, № 23: 155-175.

Судан - Восточная Африка. Дараса [зашивают в ослиную шкуру, оставив наруже голову]: Jensen 1936, № 32: 522-523.

Северная Африка. Марокко [одевают в собачью шкуру; когда такому же наказанию подвергают злых жен, им велят есть вместе с собаками]; Тунис [заперта в подземелье]: Al-Arabi 2009, № 46 в Коровкина MS.

Южная Европа. Баски [заперта в темнице]: Webster 1879: 176-182; испанцы [замурована]: Шишлова 1971: 125-141.

Западная Европа. Французы (Дофинэ) [вмурована по шею в стену, чтобы прохожие били ее]: Joisten 1991, № 27.1: 184-188; валлийцы [Пуихл, король Даведа, пировал в Нарберте; мимо проскакала дама на белой кобыле; посланный рыцарь не смог ее догнать; когда сам П. поскакал за ней, он легко догнал ее; это была Хрианон, которую ее отец хотел против воли отдать за Гваула; она хочет стать женой П., тот соглашается; приезжает к ней на пир; юноша обращается с просьбой, П. отвечает, что ни в чем ему не откажет; тот просит отдать ему Х. и пир, это был Г.; Х. говорит, что она приготовила пир не для него, а через год приготовит для него и станет его женой; учит П. прийти через год в лохмотьях, попросить наполнить мясом мешок, который она даст; он наполнится, лишь если знатный господин влезет в него и скажет, Довольно уж тут всего; как только Г. влез в мешок, его завязали, воины побили Г., тот уступил Х.; она родила лишь на третий год; ночью ребенок пропал; ухаживавшие женщины решил подложить Х. растерзанного щенка, вымазали ей рот кровью, обвинили в том, что Х. съела своего сына; П. велит ей сидеть у коновязи рядом с воротами, рассказывать о своем преступлении, нести на спине каждого, кто захочет; в Гвент Ис Койде правил Тайрнион Турин Влиант; когда его кобыла жеребится, жеребенок каждый раз пропадает; Т. стережет, отрубает протянувшуюся к жеребенку из окна лапу; он выбежал из дома, а когда вернулся, у порога лежал младенец в шелковой пеленке; жена Т. бездетна, стала воспитывать мальчика, назвала Гури Вахлт Айрин, у него волосы как золото; ему дали спасенного в ту ночь жеребенка; Т. догадался, что это пропавший сын Х. и П., приводит его к родителям; ему дают имя Прадери, которое дала Х.; после смерти П. он наследует королевство]: Мабиногион 2000: 15-30; австрийцы [вечером король гуляет по городу, слышит разговор трех сестер; одна хочет стать женой садовника, другая пекаря, третья короля; король на ней женится, ее сестер выдает за садовника и пекаря; королева родила сына; старшая сестра подменила его щенком, мальчика положила в бочку, бросила в Дунай; мальчика подобрал рыбак; то же через год – средняя сестра подменила котенком; на третий раз королева родила девочку, сестры подложили полено; король велел приковать жену к стене, каждый прохожий должен был в нее плевать; братья с сестрой выросли, рыбак умер; пришел старичок, рассказал сестре о говорящей птице, поющем дереве, золотой воде; старший брат едет на поиски, старик велит ехать за катящимся шариком, не оглядываться, если ударит гром; юноша оглянулся, окаменел; то же второй брат; сестра не оглянулась, прискакала на гору, взяла птицу, та велит набрать воды из колодца, отломить ветку, оживить ею братьев (и других людей); дома птица велит посадить ветку, полить золотой водой; пригласить короля, подать ему ядовитой травы; король возмущен; птица: если ты не можешь есть отраву, как жена могла родить щенка, котенка и полено; королеву освободили, ее сестер казнили]: Церф 1992: 167-174.

Северо-Восток Индии. Лепча [царь велит тащить жену за шею до реки, отрубает ей голову, бросает в реку]: Stocks 1925, № XXIV: 388-404.

Южная Азия. Кашмирцы [поселяют в конюшне]: Knowles 1888: 408-414; непальцы [посылают чистить конюшни]: Heunemann 1980, № 7: 78-84 (~Аганина, Шресткха 1971: 142-154); маратхи [навеки заточают в темницу]: Frere 1868, № 4: 55-71; ассамцы [поселяют в хижине за кучей навоза]: Borooah 1955: 1-6; бенгальцы [одевают в кожи, велят гонять собак и ворон на рынке].

Индонезия. Ачех [посажена в яму]: Брагинский 1972: 160-177; Тимор [муж велит держать и кормить жену как собаку]: Correia 1973: 139-142; тетум [брошена в помойку]: Araújo, Pereira Barros 1963.

Балканы. Греки (Лемнос) [брошена в ров с отбросами]: Paton 1899, № 3: 499-300; болгары [закопана по пояс в землю на краю помойки, заперта в курятнике и т.п.]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 707, 707C, 707D: 240, 241-244, 244-245; гагаузы [закопана по пояс в землю, прохожие на нее плюют]: Сырф 2013: 174-181.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [заперта в конюшне]: Бгажба 2002: 143-145; адыги [хан велит поместить жену в шкуру быка, привязать к воротам; зарыть по пояс в землю на перекрестке дорог]: Керашев 1957: 210-220; осетины: Бритаев, Калоев 1959 [муж велит зашить жену и щенят в воловью шкуру, вытирать о нее ноги]: 193-204; Бязыров 1971, № 18 [муж велит зашить жену и щенят в мешок, каждому плевать на нее]: 195-200; кумыки [шах велит зашить жену в шкуру коровы, бросить у порога]; Ганиева 2011b, № 53: 479-488; даргинцы [шах велит зашить жену в шкуру буйвола, бросить у порога, вытирать о нее ноги, плевать на нее]: Османов 1963: 97-102; аварцы [царь велит зашить жену в ослиную шкуру, приковать к городским воротам, плевать на нее]: Булатова 1985: 59-66; ингуши [женщину поселили с щенками в курятнике]: Мальсагов 1983, № 4: 44-47; лезгины [царь надевает на невестку собачью шкуру, привязывает у дверей]: Ганиева 2011b, № 54: 491-494; Мазаев, Касумов 1997(2): 111-114; удины [царь велит зарыть жену по пояс, прохожим плевать на нее]: Дирр 1904: 96-99; армяне [царевич велит завернуть жену в буйволиную шкуру, поставить на площади; каждый, кто пройдет мимо, должен на нее плюнуть и ударить по голове молотком]: Назинян 2014: 51-56; турки [падишах велит закопать жену по пояс, плевать на нее]: Боровков 1938: 120-135; курды [падишах велит привязать жену со щенятами у входа во дворец, бить, кормить объедками и костями]: Руденко 1970, № 50: 147-155.

Иран – Средняя Азия. Персы [шах поселил жену в конуре как собаку]: Османов 1987: 131-146; парья [падишах велел жену подвесить в мешке]: Оранский 1977, № 1: 150-153; узбеки [падишах велел жену и щенят бросить в зиндан]: Шевердин 1972: 59-64; бухарские арабы [эмир велит бросить жену в смоляную яму]: Винников 1969, № 5: 47-52.

Волга - Пермь. Татары [падишах поселяет жену в шалаше, велит плевать на нее].

Южная Сибирь. Монголы [муж велит отрубить руку, ногу, привязать к хвосту коровы, выгнать]; ойраты (торгуты Карашара) [муж велит зарыть жену и щенков живыми].