Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K115. Паутина у входа, B523.1..11.14.21.22.29.31.(.47.)

Когда персонаж прячется в укрытии, паук сразу же плетет паутину у входа. Враги решают, что в пещеру или помещение давно никто не входил и уходят.

Дабида, суахили, арабы Алжира, тибетцы (Амдо), кхмеры, украинцы (Волынь, Полесье, Черниговская), белорусы (Брестская), карачаевцы, лаки, табасаранцы, армяне, ливы, вепсы, (уйгуры).

Бантуязычная Африка. Дабида [во время степного пожара Паук просит Антилопу вынести ее на своему роге, обещает потом помочь; охотники преследуют Антилопу, Паук сплел паутину над следами, охотники решили, что следы старые, прекратили преследование]: Виноградов 1984, № Д11: 339; луба [антилопа просит паука спасти ее от охотников и собак; тот прячет ее в термитнике, покрывает его паутиной; охотники верят, что это следы другой антилопы, пробежавшей месяц назад; охотники подожгли лес; антилопа велела пауку забраться ей в ухо, перепрыгнула через огонь, оба спаслись]: Жуков, Котляр 1976, № 102: 236-238; (ср. фанг [бог Nzame преследовал своего сына Bingo, тот спрятался в пещере; Н. спросил находившегося у входа хамелеона, есть ли там Б., тот ответил, что нет; Н. ушел; Б. наградила хамелеона способностью менять цвет]: Trilles 1932: 128); суахили [мусульмане-суахили всегда убивают ящерицу определенного вида; она направила преследователей Пророка, когда тот скрылся в пещере; Голубка же снесла у входа яйцо, а Паук заплел вход паутиной показать, что в нее давно не входили]: Werner 1915: 73.

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [когда пророк Магомет спрятался в гроте, паук свил перед ним паутину, а голубка снесла яйца, преследователи не нашли пророка; поэтому паука и голубку нельзя убивать]: Aceval 2005, № 134: 154.

Тибет. Тибетцы (Амдо) [убив царя-тирана с бычьими рогами на голове, Бал-Дорджи бежит, садится в пещере, вход в нее заткан паутиной; либо его фигура покрывается голубиным пометом; преследователи думают, что в пещеру давно никто не входил, возвращаются]: Потанин 1893: 219 (пересказ в 1903: 14-16)

Индокитай, Бирма. Кхмеры [прорицатель сообщил царю, что его власти может угрожать только сын работницы; царь хочет казнить всех беременных женщин в столице, но прорицатель находит именно эту сборщицу хвороста; ей отрубили голову, труп выбросили; ребенок в чреве остался жив, родился, стервятники и вороны о нем заботились; ребенка нашел коровий пастух епископа (глава буддистов Камбоджи), принес своему хозяину; тот велел пастуху вырастить мальчика; когда мальчику 7 лет, прорицатель сказал королю, что тот жив и находится в Пном-Пене; епископ велел пастуху взять мальчика и бежать; тот спрятал мальчика в пне; воины погнали через траву слонов, чтобы его затоптать, но один слон прикрыл мальчика хоботом; в следующий раз пастух с мальчиком спрятались в пещере, а паук закрыл вход паутиной; воины решили, что в пещере никого нет; они вернулись в город, мальчик воткнул в землю ветку баньяна: если ему суждено вырасти, пусть баньян вырастет; тот вырос; царь умер, юноша воцарился, на месте убийства матери построил монастырь]: Nevermann 1956: 100-107.

Средняя Европа. Украинцы: Белова 2004, № 645 (Волынь) [Пауки засновали вход в пещеру или в хлев, где Богоматерь пряталась с Иисусом], 646 (Черниговская) [Божья Матерь пряталась в сарае от разбойников, Пауки засновали вход, разбойники не стали заходить в сарай], 726 (Волынь) [Пауки закрыли паутиной вход в пещеру, где спряталась Богородица, когда Иисуса распяли], 726 (ровенское Полесье) [Пауки закрыли паутиной вход в пещеру, где спрятался от мучителей Христос]: 324-325, 325, 357; белорусы (Брестская): Белова 2004, № 643 [Иуда велел истребить младенцев, Мария спряталась с Иисусом в пещере, Пауки закрыли паутиной вход], 727 [Пауки закрыл паутиной Христа, который прятался от разбойников], 644 [жиды преследовали Христа, Божья Матерь прятала его в пещерах, Пауки закрыли вход паутиной, Ель прикрыла лапами]: 323-324, 324, 357.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы [паук спас Мухаммада, скрывавшегося от врагов в пещере, затянув ее вход паутиной; преследователи ушли, не заглянув внутрь]: Джуртубаев 1991: 52; лаки [Мухаммед спрятался от врагов в пещере; паук сплел паутину у входа, голуби свили гнездо, снесли яйцо; враги решили, что в пещере давно никого не было, ушли]: Ганиева 2011а, № 98: 240-241; табасаранцы [Мухаммед скрылся от врагов в пещере; Голубь свил у порога гнездо, Паук сплел паутину; враги ушли; пророк погладил Голубя по шее, она заблестела]: Сефербеков 2000: 40; армяне [Христос спрятался от евреев в пещере; Паук заплел паутиной вход, евреи решили, что никого нет, ушли]: Ганаланян 1079, № 119: 119 {так!}.

Балтоскандия. Ливы [Давид спрятался в пещере от преследований Саула; паук заплел вход паутиной, преследователи повернули назад]: Loorits 2000(4): 194; вепсы (южные) [Бог-кормилец (Иисус) уходил от преследователей, прыгнул в яму; паук заплел вход в нее, преследователи увидели паутину, не стали проверять, есть ли в яме И.]: Винокурова 2006: 238.

(Ср. Туркестан. Уйгуры [Турфан, мазар Туйок: пещера с могилами семи юношей-праведников; записано В.И. Роборовским и Рубгузи, рукопись XIV в.; по Роборовскомсу, пятеро тюрков отправились искать истинного Бога, чтобы послужить ему; попали к местному царю, он объявил, что он Бог; ученый кот царя ночью держал светильник на голове; тюрки подпустили мышь, кот погнался за ней, уронил светильник; они поняли, что царь – самохванец, раз не может справиться с котом; тайно бежали, воины царя пустились в погоню; юноши встретили пастуха с собакой, те пошли с ними; хотели отогнать собаку, перебили ей камнем лапу, но собака человеческим языком попросила ее не гнать; они понесли ее на руках; все семеро (пятеро юношей, пастух и собака) спрятались в пещере в Туйюкском ущелье; собака улеглась у входа; они заснули, а у входа сразу выросло развесистое дерево с голубиными гнездами; помет голубей скрыл следы беглецеов; когда путники проснулись, послали товарища в город купить еды; оказалось, что деньги устарели, прошло 300 лет; правитель Турфана попросил юношу привести его к пещере; он вошел и не вернулся; правитель и воины не решились войти; юноши и собака опять заснули; эти святые вновь проснутся в судный день благословить Аллаха; Пржевальский у оз. Лобнор видел мазар, где шесть мусульманских святых с собакой]: Чвырь 2009: 266-267).

(Ср. Юго-Восток США. Катавба {видимо, евр. заимств.} [у проказливого мальчика жива только мать; белый человек погнался за ним; мать попросила помощи у Великого Духа; тот послал паука, свившего паутину перед пещеркой, в которой спрятался мальчик; преследователь решил, что там никого нет]: Speck, Carr 1947, № 2: 81).