Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K116. Несмеяна (жена). .26.30.33.

Женщина никогда не смеется. Чтобы развеселить ее, мужчина совершает нечто такое, что ведет его к гибели.

Древние китайцы, китайцы, чуань мяо, киргизы, сарыкольцы.

Китай. Древние китайцы [во времена Ся появились два дракона; исчезли, когда собрали в сосуд их слюну; во времена Чжоу в последний год правления Ли-вана сосуд открыли, слюна растеклась по дворцу; Ли-ван приказал женщинам раздеться догола и кричать; слюна превратилась в черную черепаху, заползла в заднее помещение; там с ней встретилась юная служанка; достигнув зрелости, она родила без мужа девочку, выбросила, ее подобрали пожилые супруги, скрылись в Бао, поэтому девочку назвали Бао-сы; она выросла, Ю-ван увидел ее, взял женой, она родила сына, Ю-ван убил старшую жену и ее наследника; Бао-сы не смеялась; впервые рассмеялась, когда зажгли сигнальные огни, князья прибыли на помощь, а неприятеля не было; это стали повторять, и когда вправду напали западные варвары, никто не пришел на помощь; Ю-ван погиб, Бао-сы захвачена в плен и отправлена на запад]: Сыма Цянь 2001: (пересказ в Юань Кэ 1987: 251-256); китайцы (Чжэцзян, Гуанси, Гуандун) [бедняк идет зарабатывать деньги, взяв с собой портрет своей красавицы-жены; ветер приносит портрет императору, тот находит красавицу, делает императрицей; первый муж приходит в одежде из перьев; императрица впервые смеется; император меняется одеждой с пришедшим; императрица велит убить человека в перьях, бывший бедняк становится императором]: Eberhardt 1937, № 195: 251-253; чуань мяо [сирота делает флейту, венок из золота и серебра, с двумя {далее упоминается ишь один} спутниками идет жениться на дочери Ntzï Ni Leo; дает украшения девушкам, те велят дружески обратиться к собакам-стражам; это черные тигры, затем полосатые, они пропускают юношей, получив от них и проглотив золото и серебро; сирота выбирает ложе не из золота, а из бамбука; NNL просит выбрать жену среди многих женщин; его дочь предупреждает, что будет одета как преступница, неся битый горшок и дырявую корзину; перед девушками сирота играет на флейте, невеста отзывается, повторяя, как она одета; он ее выбирает; невеста дает амулеты, с их помощью обездвижены ножи и копья, NNK признает сироту зятем; жена велит выбрать плохую лошадь; дома помещик-китаец требует поймать 260 птиц (hawk-cuckoos), иначе отберет жену; немедленно позвать на праздник императора; жена делает птиц из глины, лошадь немедленно доставляет сироту к императору и привозит того; император забирает жену; сирота является в костюме из птичьих шкурок; жена никогда не смеялась, теперь рассмеялась, просит императора поменяться с сиротой одеждой; жена велит страже убить императора в одежде из перьев, сирота становится императором]: Graham 1954: 242-244.

Иран – Средняя Азия. Сарыкольцы [царевич едет искать жену, находит, не может оторвать глаз, жена дает свой портрет, ветер приносит его царю, тот находит красавицу; она советует мужу отдать ее царю, обещает сохранить верность; муж должен прийти к царю в шубе из воробьиных шкурок, вывернутых наизнанку; жена обещает выйти за царя, когда зацветут выращенные из семечек абрикосы, когда царь купит шубу из воробьиных шкурок; условия выполнены, видя человека в воробьиной шкуре, все смеются; жена просит царя надеть шубу; в этом виде он выглядывает из комнаты, стражники убивают его, муж женщины воцаряется]: Пахалина 1966: 228-232.

Туркестан. Киргизы [Момунджан просит свою жену Олончан сделать похожую на нее куклу, берет с собой, работая в поле, чтобы на нее любоваться; ветер уносит куклу, хан видит ее, велит добыть красавицу; слуги увозят О. в дом хана; М. приходит под видом нищего, О. впервые улыбается; чтобы развесилить жену, хан соглашается одеться нищим, идти по аилу, прося милостыню; О. велит слугам отрубить нищему голову, становится ханшей]: Брудный, Эшмамбетов 1963: 231-233.