Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K136. Юноша и коровы. .23.

Юноша оказывается хозяином и предводителем стада крупного рогатого скота. Его волос находит принцесса. Юноша со своим стадом коров или буйволов призван к царю.

Пахари, ассамцы, санталы, хо, ораоны.

Южная Азия. Пахари [жена брахмана умерла, оставив маленького сына; брахман взял другую, у нее дочь; мачеха изводит пасынка, дает лепешки из золы; черная корова бьет копытом, возникает хорошая еда; мачеха удивлена, что пасынок не голоден, ее дочь вынуждена все рассказать, мачеха требует от мужа продать корову; та сажает мальчика на спину, убегает; они живут в лесу, там нора большой змеи, которая вместе с быком поддерживает мир; корова ежедневно льет туда молоко; змея выползает, исполняет желание коровы, чтобы мальчик был в золотой одежде, весь позолоченный; однажды его золотой волос падает в воду, его глотает рыба, рыбак ее ловит, приносит царю, царевна хочет выйти только за юношу, у которого подобные волосы; его находят, он становится мужем царевны; вспоминает о корове, приходит в лес, видит кости, хочет покончить собой; появляется корова: она лишь хотела проверить его верность; все хорошо]: Dracott 1906: 83-87; ассамцы [юноша выпивает оставленное дикими буйволами молоко, прячется на дереве; буйволы по очереди стерегут, засыпают; лишь вожак замечает юношу; велит не бояться, спуститься; поят молоком; убивают одноглазого буйвола, дают юноше два его рога; в один трубить, если все хорошо, в другой, если беда, они прибегут на помощь; волос юноши падает в реку, ее проглатывает рыба, рыбу ловят, царевна видит волос, хочет выйти за юношу; ворон обещает его найти; кричит, что даст манго тому, кто трубит в рога; юноша признается, что он, ворон уносит рог, который зовет на помощь; юноша трубит в другой, буйволы думают, что с ним все хорошо; воины уводят юношу во дворец, по пути он бросает куски своей одежды; буйволы идут по следу; убедившись, что буйволы позволяют юноше садиться на них, царь выдает за него дочь, передает власть]: Borooah 1955: 39-45; санталы [мачеха тиранит пасынка; он пасет корову, та велит сделать тарелку и чашку из листьев, наполняет их рисом из своих рогов; мачеха узнала, притворилась больной – пусть зарежут корову; корова велела мальчику приготовить веревку, в которой были бы слабые места, положить на видное место; корову привязали, но в момент нанесения удара топором она вместе с мальчиком улетела в лес, превратилась в два стада коров; волос мальчика поплыл по реке, принцесса увидела, велела найти владельца; цирюльник сказал, что не знает такого юношу, ручной попугай нашел; схватил флейту юноши, понес ее, тот за ним, пришел к царю, тот устроил помолвку; когда юноша вернулся к коровам, те так устали оставаться на привязи, что сбили юношу с ног, вырвали копытами все его волосы; когда он погнал коров к царю, те одна за одной почти все исчезли; царь расторг помолвку, сделал юношу просто слугой]: Campbell 1891: 15-18; хо: Bompas 1909: 457-459 [бедняк готов пахать на козах, но не имеет зерна; попросил дать ему рисовой шелухи, из нее вырос прекрасный рис, но дикие буйволы все потоптали; бедняк пришел в лес, вычистил поляну, где отдыхали буйволы, спрятался в дупле; вернувшиеся буйволы довольны; так несколько раз; они оставили сторожить хромого буйвола, но он заснул; тогда слепого, у него хороший слух, он все выяснил; буйволы обещали заботиться о юноше, дали два рога, чтобы дудеть в них в случае опасности; но юноша, купаясь, оставил их на берегу и вороны их унесли; буйволы напали на купцов, те все побросали, буйволы принесли юноше на рогах все имущество; однажды он купался, его волос уплыл по реке; его нашла дочь раджи, обещала выйти лишь за владельца волоса; его нашли, привели, женили на принцессе и сделали наследником трона; однажды вороны бросили ему похищенные рога; он похвастался, что если подует в них, весь город будет уничтожен; ему не поверили; он подул, появились буйволы, но юноша их остановил; им дали все зерно и солому, какие только нашлись во дворце; они оставили буйвола с буйволицей и от этой пары происходят домашние буйволы], 459-461 [двое братьев вытащили из грязи корову; она принесла им теленка, стадо размножилось, братья разбогатели, старший женился, а младший жил в лесу со стадом; сын старшего носил ему еду, но в ней не было необходимости, т.к. корова давала любые яства; однажды мальчик их припрятал, его мать попробовала, пошла сама в лес; предложила поискать у юноши в голове, он заснул, она отрезала ему голову; корова соединила ее с телом, оживила юношу; он увел коров дальше в лес; каждый день лил молоко в нору змеи; змея спросила, чем его наградить; юноша попросил молоко назад; змея его отрыгнула, сделав его тело сверкающим, сама умерла; волос юноши поплыл по реке, его нашла дочь раджи, потребовала владельца себе в мужья; брахман нашел юношу; корова велела достать сокровища из норы змеи; юноша явился со слонами и лошадьми, женился на царевне; но когда они вернулись в лес, лошади и слоны пропали, остались только коровы; но появился дворец, а корова затем умерла; юноша стал царем; обедневшие брат с женой пришли к нему жить, он их простил]; ораоны [юноша ушел в лес, стал заботиться о буйволах; пришла их мать, удивилась, что все так чисто; буйволы взяли с нее обещание не вредить юноше; тот слез с дерева, мать буйволов дала ему дудочку, которая созывает буйволов; когда юноша купался, его волос уплыл по реке, его нашла принцесса; сказала, что выйдет замуж лишь за владельца волоса; ворон сообщил, кто это; полетел к юноше, схватил его дудку; юноша побежал за вороном, тот привел его во дворец; царь предложил ему старшую дочь, но юноша ответил, что не может оставить свое стадо; тогда сделали огромный загон, юноша задудел в дудку, все буйволы пришли, юноша получил принцессу]: Hahn 1906, № 18: 33-35.