Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L15I. Жизнь в волосах. (.17.22.23.27.)

Персонаж умирает, если его постричь или вырвать волос на голове.

Передняя Азия. Ветхий Завет [Самсон полюбил Далиду; филистимляне уговорили ее постараться узнать, в чем сила Д.; С.: связать семью сырыми тетивами; новыми веревками; Д. связала, С. оба раза легко порвал путы; воткать его семь кос в ткань и прибить к ткальной колоде; Д. так и сделала, С. снова освободился; обрить ему голову; Д. усыпила Самсона, ее человек обрил его, он ослаб, его схватили и ослепили]: Суд. 16,4-21.

Индокитай. Тай нюа [жестокого князя не берут ни вода, ни огонь, ни железо; 12-ая жена делает вид, что любит его; он проговаривается, что умрет, если ему вырвать волос и приложить к шее; жена так и делает, голова князя отваливается; однако от нее не избавиться (если бросить в реку, река разливается, если зарыть, вокруг зловоние, и т.п.); 12 жен поочередно держат голову; их одежда запачкана кровью; с тех пор во время весеннего праздника люди обрызгивают друг друга водой, как бы стараясь помочь тем женщинам выстирать запачканную одежду]: Miller 1994: 104-106.

Южная Азия. Ория [мальчик посадил пирожное, выросло дерево, на котором пирожные как плоды; людоедка приняла образ старухи, попросила пирожных; мальчик предложил ей собрать те, что упали, но ей нужны свежие; он спустился, она положила его в мешок, унесла; по пути отошла справить нужду; мальчик убежал, положив в мешок колючки и камни; дома людоедка увидела, что добыча пропала; то же на следующий день, но людоедка не останавливалась, принесла мешок дочери, велели приготовить еду, а сама пошла к кузнецу точить зубы; дочь оказалась приемной, похищенной; она спрятала мальчика, сварила птиц; так они живут некоторое время; девушка притворяется, что боится остаться одна; людоедка говорит, что золото под полом, а убить ее можно, лишь вырвав один из волосков на ее голове; девочка стала ее причесывать, вырвала волос; она и мальчик забрали золото, поженились]: Mohanti 1975: 103-105).

Балканы. Греки (Лесбос) [у женщины сын и дочь, дочь рожает девочку; по ночам чудовище пожирает скот; юноша отстреливает ему мизинец, утром девочка-младенец плачет, у нее оторван мизинец; юноша требует от сестры убить чудовище, та отказывается; он забирает мать, уходит; они останавливаются в пещере людоеда; тот сговаривается с матерью юноши убить его; мать притворяется больной, просит принести ей 1) молоко лани-людоеда, 2) дыню жизни, 3) воду жизни; каждый раз фея помогает добыть искомое, подменяет лошадиной мочой, обычной дыней, обычной водой; сестра спрашивает, в чем жизнь ее брата; тот отвечает, что в метле, в косяке (она украшает их); в золотом волосе у него на голове; она вырывает волос, она и людоед съедают юношу; фея посылает двух приведенных юношей детенышей лани (они описываются как псы) принести все кости съеденного; сперва не хватает мизинца, затем его находят; оживляет молоком, дыней, водой бессмертия; юноша убивает людоеда и мать; приходит к сестре, она всех съела, велит ему звенеть в колокольчик, пока кипятит воду; мышь звенит вместо него, он убегает; лезет на три дерева, выросших из данных феей орехов; детеныши лани прибегают, съедают монстра; юноша женится на фее]: Paton 1900, № 12: 340-344.