Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L17. Лицо на груди. (.12.).24.26.30.35.39.40.42.62.

Рот и глаза антропоморфного существа на груди, головы нет.

(Матакам), Древний Рим, Бали, Древний Китай, Древняя Греция, зороастризм (Бундахишн), энцы, северные селькупы, чукчи, медные, хейлцук, кубео.

(Ср. Западная Африка. Матакам [лентяй с женами и детьми останавливается жить у красавицы, которая его откармливает; жены видят ее купающейся, у нее на груди оскаленный рот; они убегают с детьми; муж отказывается за ними следовать, людоедка съедает его]: Lembezat 1950: 58).

Южная Европа. Древний Рим [Pomponius Mela "De Chorographia" sive De situ orbis I.20: У блемиев отсутствуют головы, а черты лица на груди; Plinius Caius Caecilius Secundus "Natural History" VIII.2. Vol.3. p.520: Недалеко от этих троглодитов, обратно по направлению к западу, находятся некие [племена] у которых отсутствуют шеи, а глаза на плечах; также в V книге "Естественной истории" повторяет всё сказанное Мелой].

Индонезия. Бали [амулеты против демонов, изображающие их самих; на одном из амулетов – фигура человека без головы с лицом на груди]: Covarrubias 1956: 346.

Китай. Древний Китай [рисунок из Книги гор и морей {в русском издании нет рисунков}: изображения безголового человека с лицом на груди и человека с огромными свисающими ушами]: Birrell 1999: 54, fig. 21.

Балканы. Древняя Греция [Геродот, IV, 191: Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые, звери с глазами на груди (так по крайней мере рассказывают ливийцы)"]: Геродот 2001: 298.

Иран – Средняя Азия. Зороастризм (Бундахишн) [от Машйа и Машйане произошли семь пар, от одной из этих пар – Фравак и Фравака, а от тех – 15 пар, каждая из которых стала расой; из этих 15 девять перешли в другие кишвары, а шесть остались в Хванирасе; из 25 рас, происшедших от Машйа и Машйане, есть такие, что живут в земле; в воде; те, что имеют уши на груди; имеющие глаза на груди; одноногие; имеющие крылья, подобно летучей мыши; лесные; хвостатые; и те, у которых волосатое тело; разнообразные люди живут в Хванирасе: ростом в пядь; грудоглазые; головы которых похожи на собачьи и брови которых похожи на человеческие; которые едят листья деревьев и пьют козье молоко]: Чунакова 2004: 156.

Западная Сибирь. Энцы [человек из племени сомату охотится на диких оленей; его окружают маленькие люди эгэтэ, у них глаза и язык на груди; он убегает, перейдя реку (те боятся воды); приходит к уляйгу энчио (тоже "маленькие люди"); те собираются съесть женщину, но дают ее сомату в жены; он слышит, как они собираются съесть их обоих; бежит, у огня сидит большой человек сихио, хватает сомату, проглатывает целиком, тот прорезает ножом отверстие, выходит, сихио гибнет, сомату забирает его лук; убивает из него уляйгу энчио, забирает жену; этот сомату предок Соваловых]: Долгих 1961: 114-117; северные селькупы: Тучкова 2004 [олыкытыль куп – безголовый человек с глазами и огромным ртом на груди]: 226; Пелих 1998 (северные?) [олокоти-кум – безголовые люди, у которых глаза, нос и рот на груди; живут в первом подземном мире; в нем же, но на других территориях, живут покойники и квели (бывшие люди, испугавшиеся белых людей и ушедшие под землю)]: 73.

СВ Азия. Чукчи ["Горное эхо" (enmь-taaŋ) живет среди гор; у него каменное тело, глаза и рот на груди; представляется также проворной женщиной, перебегающей по горам; в одной из сказок она выходит замуж за человека; прежняя жена убивает ее, она превращается в Горное Эхо; "Лесное эхо" (ottь-taaŋ) живет в тополевых лесах; у него деревянное тело без рук и ног, похоже на древесный ствол]: Богораз 1939: 40 (=1907: 329).

Арктика. Медные: Jenness 1922 [есть племя людей, у которых рот на груди]: 180.

СЗ Побережье. Хейлцук [два брата с сестрой ловят по лососю в день; собака воет, сестра советует ей лучше сделать реку большой; она делает, теперь много рыбы; кто-то крадет повешенную сушиться рыбу; старший брат остался сторожить; в полночь пришел Masmasalaniq, человек без головы с глазами на груди; выпустив четыре стрелы, юноша преследовал его до дома у озера; для М. и его людей стрелы людей невидимы, все думают, что М. заболел; человек вышел из дома, позвал юношу вылечить вождя; тот вынул стрелы, получил дочь вождя в жены; у них сын; через четыре года решили вернуться на родину юноши; он сделал лодку, жена написала, возникла река, он накинул на голову одеяло, лодка принесла их домой; младший брат, сестра и собака за это время умерли, жена старшего брата их оживила; предупредила мужа не бранить сына; однажды он обругал мальчика, жена схватила сына, села в лодку, пропала]: Boas 1895, № XXI.4: 237-238 (=2002: 489-490).

СЗ Амазония. Кубео [у прародителя Hömänihikö было два брата; старший (только его именуют вождем) - Mianíkö töibö, у него нет головы, глаза на груди где соски]: Koch-Grünberg 1910: 162.