Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L102. Бегство от мужа-животного. (.26.).39.40.46.49.50.

Девушка или женщина (по разным причинам, в шутку или всерьез) называет мужем животное или останки животного либо наступая на кости, обращается к ним. Животное (оживает и) уносит ее. Ее муж-человек или брат приходит за ней, оба спасаются бегством, муж-животное преследует их, но прекращает погоню или гибнет. См. мотив L101.

(Ср. Китай. Китайцы [вельможа далеко уехал; дома его дочь говорит жеребцу, что если бы тот привез ее отца, она бы вышла за него замуж; конь привозит отца; узнав, в чем дело, тот убивает коня; конская шкура обмотала девушку, ушла, вместе с ней забралась на дерево, стала коконом (происхождение шелковичных червей)]: Гань Бао 2004, № XIV.350: 182-185.

СВ Азия. Чукчи.

Арктика. Азиатские эскимосы; устье Маккензи; карибу; полярные или Баффинова Земля; эскимосы Лабрадора, западная Гренландия.

Великие Равнины. Черноногие.

Большой Бассейн. Северные шошони [молодая женщина пошла за водой, нашла бизоний скелет, стала играть с ним; бизон ожил и унес ее; ее муж нашел ее, оба побежали домой; бизон и все стадо бросились в погоню, беглецы залезли на тополь над рекой; бизоны пробежали мимо; женщина in eius tergum minxit; бизоны заметили беглецов, стали валить дерево; стрелы мужа не причиняли им вреда, но жаворонок подсказал выстрелить огневым сверлом; муж убил вождя бизонов, попав ему в сердце; другие разбежались]: Lowie 1909b, № 32: 293.

Большой Юго-Запад. Тива (Таос): Parsons 1940a, № 22 [чтобы заходить дальше в воду, апачи положили у края озера череп бизона; жена вождя сожалеет о красивом бизоне, с которым теперь так поступают; череп превращается в бизона, говорит, что он Вождь Бизонов, велит женщине сесть ему между рогов, уносит ее; вождь приходит к старухе-Паучихи, она дает ему колдовское средство, посылает к старухе-Гоферу, та говорит, что бизоны привязали к платью женщины зубы лося, чтобы они звенели, если та пошевелится; вождь усыпляет бизонов, старуха-Гофер копает нору до женщины, та собирает одежду в комок, чтоб не звенела; вождь с женой прибегают к трем тополям; два первых говорят, что они стары и дряхлы, третье приглашает на него забраться; женщина помочилась, теленок бизона почуял ее; бизоны бодают дерево, вождь убивает их стрелами, их вождь невредим; Ворона (Crow) велит стрелять ему в анус, вождь бизонов убит; когда вождь апачей его разделывает, женщина плачет; говорит, что от дыма, но вождь не верит, убивает ее], 23 [вопреки предупреждению младшей сестры, женщина-апачи говорит, что череп бизона был красавцем, она бы за него вышла; Бизон уносит ее; Опоссум дает ее мужу волшебные средства, предупреждает, что Бизоны спят с открытыми глазами; муж наход жену в стаде, уводит, они лезут на дерево; она мочится, ее замечает теленок; когда муж убивает стрелой вождя Бизонов, женщина плачет; он убивает и ее; печет голову; велит сыну и дочке пойти поесть мяса; Голова шипит; дети голодны, едят мясо; Голова преследует их; племя откочевывает; собачка (на самом деле это знахарь) прячет для них огонь, добывает им пищу; старуха-Опоссумиха сообщает, что их отец женился на Койотихе; дает им удачу, шило, щетку, зеркало; дети приходят к старухе; у той пухнет нога, чтобы придавить спящую девочку; мальчик просит их пощадить; Ворона сообщает, что старухе нужно приносить гнилую воду, мокрые дрова; брат притворяется, будто сестренке нужно пописать, убегает, неся ее на закорках; бросает шило, старуха принимает его за мальчика, хватает, ее руки и ноги приклеиваются (мотив смоляной куклы); она с трудом освобождается; брошенная щетка превращается в чащу, зеркало в лед; старуха падает на льду, разбивается насмерть; дети приходят к людям, те голодают; дети отказываются с ними остаться], 25 [во время перекочевки старуха-апачи нашла выброшенного младенца, назвала Na'sagi; вождь обещает дочь тому, кто собьет стрелой орла; кто убьет лисицу; Н. сделал это, хотя он маленький, толстопузый и грязный, получил девушку; спрятал всех бизонов, оленей и других животных в подземном убежище; открыл его, животные вышли, люди рады; жена Н. наступила на череп бизона, пожалела, что это был сильный бизон, а теперь только кости; бизон ожил, унес ее; маленькое животное, которое роет землю, обещало Н. прорыть под бизона подземный ход; прорыло под ухо; Н. проник в дом бизонов, где были танцы, повел жену назад; спрашивает дерево, поможет ли оно, оно посылает к другому; четвертое, самое маленькое, обещает помочь, Н. с женой забираются на него; жена Н. помочилась, теленок почуял ее, бизоны вернулись, но Н. убил их вождя стрелой, они убежали]: 61-64, 64-70, 76-77.