Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M38C. Перековкастарых на молодых. .12.14.-.16.28.31.

Кузнец (якобы) перековывает человека, омолаживая или оживляя его.

Игбо, арабы Алжира, итальянцы (Швейцария, Венеция), бретонцы, украинцы, норвежцы.

Западная Африка. Игбо [у человека две жены, лишь у одной ребенок; по пути на рынок, мать ребенка вспомнила, что забыла сказать служанке, как покормить ребенка; бездетная жена сказала, что сама передаст все служанке; сказала той, что покормив ребенка, его надо истолочь в ступе и оставить на солнцепеке; увидев мертвого ребенка, мать зарыдала; соседи посоветовали отнести его к кузнецам, те вернут ему прежний вид, оживят; кузнецы велели матери не открывать дверь, когда услышит сильный шум, открыть, когда шум будет слабый; мать так и сделала, получила здорового младенца; теперь другая жена родила ребенка, вся история повторилась; кузнецы велели открыть дверь, когда шум будет сильным; мать нашла половинку ребенка (по вертикали)]: Ugochukwu 1992, № 53: 341-345

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [зловредная старуха называла добрую "однозубой"; решила выдать ее за принца; нарядила, представила своей дочерью; когда принц увидел, на ком он женился, он выбросил старуху в окно; ангелы ее подхватили, сделали прекрасной 18-летней девушкой; принц снова женился на ней; первая старуха пришла, бывшая старуха сказала, что ее омолодил кузнец; та потребовала от кузнеца ее омолодить, легла на наковальню, он раздробил ее молотом]: Aceval 2005, № 16: 33-34.

Южная Европа. Итальянцы: Crane 1885, № 51 (Венеция) [кузнец считает себя лучшим из лучших; Господь просит разрешения воспользоваться его мастерской, перековывает Св. Петра со старика на молодого красавца; когда Господь со Св. Петром уходят, кузнец кладет в печь своего отца, тот сгорает; кузнец бежит к Господу, тот велит ему вернуться домой – его отец жив; кузнец умерил свою гордыню]: 188-189; Wildhaber, Uffer 1971, № 65 (Швейцария) [кузнец Sep Antoni был умел, но высокомерен; считал, что ему нет равных в его ремесле; однажды пришел человек в сопровождении старика, попросил дать попользоваться горном и инструментами, сказал, что он из Иерусалима; бросил старика в горн, ковал, бросил в воду, тот сделался молодым; СА решил так же омолодить своего отца, тот лишь обуглился; СА догадался, что к нему заходили Господь и Св. Петр; он с трудом нашел их, умолил простить; Господь оживил отца СА, СА изменил характер, его все полюбили]: 243-245.

Западная Европа. Бретонцы (Нижняя Бретань) [{ср. норвежцы}; Иисус странствует в сопровождении Св. Петра и Св. Иоанна; говорит Петру, что тот должен жениться на первой встречной; Петр не решается возражать; навстречу грязная крестьянская девушка, Петр в ужасе отказывается; затем старуха; затем уродливая старуха; больше отказов Иисус не принимает, Петр вынужден согласиться; они приходят к кузнецу, Иисус просит разрешить попробовать поработать – он тоже кузнец; подмастерье говорит, что к мастеру надо обращаться уважительно – он лучший из мастеров; Иисус делает, как велел подмастерье; бросает в горн жену Петра, вытаскивает клещами, велит бить ее молотами, так трижды; уродливая старуха превращается в моглодую красавицу; гости уходят; кузнец решает перековать свою старую мать, но получилась лишь каша из кровавых костей и обгорелого мяса; кузнец догоняет Иисуса; тот велит избавиться от высокомерия; вернувшись, кузнец находит старушку-мать невредимой]: Soupault 1959, № 24: 231-236.

Средняя Европа. Украинцы [мужик в лесу повесил хлеб на сучок, волк его съел; Св. Юрий спрашивает волков, кто что сделал; узнав, что волк обидел бедняка, велел ему 3 года служить мужику; волк стал пареньком, стал работать у мужика, ковать, тот стал богатеть; паренек перековал старого пса в молодого, мать мужика – в молодую, так многих стариков перековал; уходя через три года, велел мужику самому не пробовать; тот согласился перековать отца пана, старик сгорел; мужика повесили, волк подменил мешком с соломой, перековал на живого; снова (подменил колодой); велел бросать входящему в лицо, что под рукой, тогда больше не сунутся; мужика больше не трогали]: Петников 1956: 232-235.

Балтоскандия. Норвежцы [{ср. бретонцы}; кузнец заключил на 7 лет договор с чертом; на этот срок он будет лучше всех мастеров; вешает на двери табличку "Мастер мастеров"; к нему заходят неузнанными Господь и Св. Петр; Господь отделяет от лошади одну ногу за другой, сует в горн, подковывает, прикладывает ноги назад; кладет в печь мать кузнеца, перековывает ее в молодую девушку; когда на следующий день кузнеца просят подковать лошадь, он пробует повторить трюк, вынужден уплатить за погибшую лошадь; кладет в печь старую нищенку, та сгорает; кузнец говорит Господу, что черт не исполнил договор; Господь обещает выполнить три просьбы кузнеца; тот просит, чтобы без его разрешения никто не мог бы 1) слезть с груши, 2) встать с кресла, 3) выбраться из его кошелька; Петр говорит, что просить надо было царствие небесное; когда черт приходит за душой кузнеца, тот предлагает ему сперва собрать груши; черт обещает больше не приходить еще 4 года; то же с креслом – еще 4 года; предлагает черту забраться в кошель, кладет в печ, бьет молотом; черт обещает не приходить никогда; состарившись, кузнец идет в ад, черт не велит его пускать, запирает засовы; кузнец пролезает в рай, когда дверь приоткрыли впустить портного, которого он встретил по дороге]: Dasent 1970: 105-113.