Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M42C. Упавс обрыва, поедает свой костный мозг. (.36.).43.49.

Упав с обрыва и сломав себе ногу, персонаж поедает свой костный мозг.

(Сымские эвенки [медведь]), кёрдален [койот], госиюте [койот], западные шошони [койот], юте [койот].

Восточная Сибирь. Сымские эвенки [кончик хвоста лисы белый потому, что она обманула медведя, предложив ему положить ее себе на колени, разрубить и съесть; Медведь положил, рубанул топором, Лиса увернулась; Медведь рубанул свою ногу, начал черпать мозг из кости и есть его; Лиса убежала; c тех пор у лисицы кончик хвоста остался белым, а у медведя не стало костного мозга]: Василевич 1959: 185.

Побережье – Плато. Кёрдален [Койот приходит в дом, где дети Фазана пекут ягоды; спрашивает, как зовут их родителей; в ответе неприличная и угрожающая игра слов (в том смысле, что отец испугает его, неожиданно налетев сзади, а мать - между ног); Койот убивает их; Фазаны неожиданно взлетают, когда Койот идет вдоль обрыва, он падает; Фазаны оживляют своих детей; Койот сломал ногу, ест свой костный мозг, набивает полую кость жеваными ветками ивы; чтобы двое подошедших детей не говорили, будто Койот ест сам себя, он искривляет им рты, они превращаются в клестов (crossbill, Loxia curvirostra); Койот видит человека, подбрасывающего свои глаза, они возвращаются назад в глазницы; Койот говорит, что его дед тоже нал этот трюк, подбрасывает свои, человек хватает их, убегает; Койот натыкается на кого-то, забирает его глаза себе, сбрасывает со скалы, тот превращается в Catbird (скальный крапивник?); видит сидящую женщину, она реагирует лишь когда он жжет ее крапивой, говорит, что пойдет с ним; он видит танцующих, гасит огонь, но пузыри с жиром оказываются каменными; он зажигает огонь, никого нет, его обступают скалы, он в каменном мешке; птицы прилетают долбить камень, Дятел проклевывает отверстие до глаза Койота, улетает; Койот видит Стервятника, обзывает его; Стервятник выклевывает ему глаз; Койот смотрит другим, Стервятник выклевывает и его; пошедшая с Койотом женщина разбила скалу своим поясом; нацеливает стрелу слепого Койота на оленя, та попадает в цель, но женщина лжет, будто стрела попала в дерево; водит Койота кругами, будто ушли далеко; готовит оленину; признается, что тот убил-таки оленя; наполнив кишку жиром, велит приложить к глазам; Койот начинается видеть, но затем съедает жир, снова слепнет; делает себе глаза из смолы; они слабенькие, смола то и дело от жары тает; Койот приходит к слепой женщине; сегодня она придет к танцующим, там вставит себе глаза Койота; Койот ее убивает, надевает ее одежду, царапает себе глаз; объясняет ее четырем внучкам (это Козодой и птицы еще трех видов), что охрипла, а в глаз попало семечко подсолнуха; внучки несут по очереди мнимую бабушку; ее сажают перед глазами Койота; мнимая старушка велит погасить огонь, танцевать в темноте; вставляет себе свои глаза, убегает, оставляя слюну отвечать за себя; собравшиеся понимают, что "вождь забрал свои глаза"]: Reichard 1947, № 7: 89-95.

Большой Бассейн. Вашо [люди веселятся; приходит великан, смотрящие на него, умирают; лишь женщина Nentusu и маленький мальчик спрятались; когда великан видит ее, она волшебством создает впечатление, будто много людей в другом месте; великан устремляется туда, никого не находит; Н. с ребенком прячутся под кочкой, великан не может выдернуть траву, уходит; другой великан Ololing слеп; на голове его сидит мальчик, указывает путь, направляет к обрыву скалы; О. ломает ногу, ест свой собственный костный мозг; уползает под камень, становится сурком (ground squirrel); Н. с двумя детьми приходят к Кроликам двух видов, к Скунсу, не едят их пищу, уходят, приходят к братьям-Ласкам; далее см. мотив J12M]: Dangberg 1928, № 1: 395-401 (=1968, № 1: 40-49); госиюте [люди-птицы играют, Койот хочет тоже, его глаза застревают на дереве; он слепнет; его две жены покидают его; он падает со скалы; ест свой собственный костный мозг; брат его жен дает ему глаза горного барана]: Smith 1993: 18-19; западные шошони: Smith 1993: 94-95 [две сестры идут искать Орла; Койот утверждает, что это он; сестры уходят к Орлу; Койот убивает его, забирает его одежду и добычу; младшая сестра опознает Койота по ногам; сестры подкладывают подставки с муравьями под голову и ноги Койота (будто жены щиплют его, вынимая вшей), убегают; Койот преследует их, они бросают с обрыва ожерелье, Койот идет на звук, падает, ломает ногу, ест свой собственный костный мозг; отвечает, что ест мозг горного барана], 117-119 [Койот живет с Волком; {очевидно, теряет свои глаза}; идет, встречает двух сестер, хочет взять в жены; они предлагают ему охотиться, он ничего не видит, с трудом убивает бизоньего теленка; просит вынимать у него вшей, засыпает; сестры видят в его глазницах личинки; кладут ему под голову шкуру с гнездом муравьев; бегают в разных направлениях, запутывая следы, убегают; одна снимает свое ожерелье, звенит им над пропастью; Койот идет на звук, падает, ломает ногу, ест свой собственный костный мозг; отвечает девушкам, что ест мозг бизона; возвращается к Волку; тот убивает бизона, вставляет Койоту бизоньи глаза; Койот снова хорошо видит, успешно охотится]; юте: Mason 1910 (уинтах), № 13 [Койот ловит за ноги гусей и уток, съедает; птицы бросают глаза на иву, затем они падают им в глазницы; глаза Койота падают на землю; он встречает двух девушек; они убегают, поняв, что он слеп; он падает со скалы, ест мозг из своей сломанной ноги, говорит, что ест горного барана]: 314-316; Sapir 1930, № 2 (уинтах) [птички бросают глаза на иву, трясут ее, глаза возвращаются в глазницы; Койот просит взять его в компанию, но всегда бросает глаза первым; птички устраивают так, что его глаза не возвращаются; подходят две девушки, Койот прикрывает глазницы мехом ласки; случайно, по слуху и запаху, убивает одного бизона; девушки удивляются, почему он не подбирает свои стрелы; он делает несколько входов в построенной девушками хижине; говорит, что для смеха – вдруг нападут враги; девушки догадываются, что он слеп; когда он засыпает, видят личинки в его глазницах; оставляют вместо себя гнилое бревно; бросают с обрыва свои подвески, Койот следует на звук, падает, ест собственный костный мозг, отвечает, что ест мозг горного барана]: 489-493.