Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M62F. Одинпомощник съедает другого. .12.13.

Персонаж последовательно просит других помочь выполнить полевые работы. Позванные приходят, каждый следующий сильнее предыдущего и съедает его, двое последних гибнут, начав бороться друг с другом.

Хди [земляная белка], тупури [земляная белка], канури [ласка].

Западная Африка. Хди [Белка {видимо, земляная белка, Xerus} последовательно приглашает своих свойственников помочь ему обработать поле; это петух (обещает прийти, но просит не завать кота), кот (не звать собаку), собака (не звать гиену), гиена (не звать Zinga; мифический царь зверей, по логике он должен был бы быть последним), Zinga (не звать слона), слон (не звать льва); каждый приходящий съедает пришедшего раньше (кот петуха и т.д.); Белка вырыл яму, развел в ней огонь, попросил слона и льва не сражаться на поле его тещи, те отошли, провалились в яму, Белка снял со слона шкуру]: Frajzyngier 2002, № 5: 516-531.

Судан. Тупури [вождь отдаст дочь за того, кто сделает барабаны из шкур льва и леопарда; Белка (т.е. земляная белка, Xerus) приглашает идти в поход гусеницу (согласна пойти, если не будет курицы), курицу (согласна с условием, что не будет кошки); далее последовательно собаку, гиену, леопарда, льва; каждый приходит позже другого и съедает его; лев с леопардом дерутся, Белка просит не топтать только что обработанное поле его тещи; они упали в выкопанную Белкой яму, он их убил, дал Обезьяне понести шкуры, тот принес их вождю, получил его дочь, Белку вождь прогнал; жена Обезьяны никак не беременнеет; Белка притворился знахарем, велел принести пиво, утопил в нем Обезьяну, проник в его могилу, голосом Обезьяны сказал, что вдова должна выйти за Белку; получив жену, притворился больным; подговорил знахаря, тот сказал, что Белка умрет, если не соблазнит тещу; проведя три дня с тещей, мнимый больной выздоровел]: Ruelland, Caprille 1993: 45-65; канури [жена ласки родила, попросила мужа принести шкуру слона; цесарка советует ласке позвать червя, цесарку, кошку, собаку, гиену, леопарда, льва и слона полоть поле; они приходят в этой последовательности, каждый вновь пришедший съедает другого; когда приходит слон, он начинает драться со львом, падает в подготовленную яму-ловушку; ласка снимает со слона шкуру, приносит жене]: Koelle 1854, № 3: 158-161.