Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M84D. Больное дерево. .21.32.34.38.

Человек слышит разговор деревьев, одно из которых смертельно больно.

Ангами, коми, дагуры, японцы.

Северо-Восток Индии. Ангами [{мотив разговора духов по поводу гостя, остановившегося под деревом, как на Кавказе}; ночь застала человека в дороге; он убил копьем духа, лег у камня под деревом; духи принесли факелы, стали спрашивать, жив или мертв их товарищ; камень ответил, что даже если он мертв, убивший его человек не здесь; духи забрали труп; затем другое дерево попросило смоковиницу прийти полечить его; смоковница ответила, что сейчас не может, у нее гость; через несколько минут другое дерево упало; смоковница сказала, что у него была лихорадка; человек собрал смокв, пришел домой; смоковницу считают жрецом деревьев]: Hutton 1914, № 16: 492.

Волга – Пермь. Коми [два охотника заночевали под елью, сперва спросив у нее разрешения; ночью услышали, будто кто-то подошел и сказал: "Мать твоя умирает, не сможешь ли навестить мать?" Ель обещала прийти завтра, т.к. у нее ночующие; ночью неподалеку рухнуло дерево, это была мать той ели]: Рочев 2006, № 78: 124-125.

Южная Сибирь – Монголия. Дагуры [молодой охотник заночевал под старым вязом; слышит, как молодая осина начинает двигаться, говорит, что ее мать тяжело больна, не навестит ли ее вяз; вяз отвечает, что не может – у него гость, да и вряд он чем-то поможет; осина благодарит и уходит; охотник благодарит вяз, спрашивает, будет ли удачной охота; вяз отвечает, что охота будет удачной, а неподалеку охотник увидит несколько поваленных осин, одна из них – мать той, что сейчас приходила; все так и случилось]: Kevin et al. 1994: 85.

Япония. Японцы [старик нашел красный колпак, надев его, понимает язык птиц, зверей и растений; из разговора двух воронов узнает, что 1) дочь богача больна, поскольку настилая дранку на крыше случайно пригвоздили змею; старик представился гадателем, змею освободили и вылечили, девушка выздоровела, старик награжден; 2) в другом доме при строительстве срубили камфарное дерево, а пень оставили; дерево пускает побеги, но их обрезают; оно не живо и не мертво; поэтому и хозяин при смерти; придя в этот дом, старик ночью слышит, как разные деревья приходят навестить камфарное дерево, выражают сочувствие; старик велит вырыть пень дерева, хозяин поправился]: Маркова 2000, № 18: 73-78 (=1956: 60-65; =2011 [старик велит не вырыть пень, а дать побегам расти; возможно, конец изменен в изложении для детей]: 118-124).