Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M91cc. Посаженный в мешок. .11.-.17.21.-.25.28.-.39.

Персонажа кладут в мешок или сундук, запирают в клетку, связывают и т.п., чтобы утопить, сжечь и т.п. Когда его на время оставляют, персонаж делает вид, что находится в мешке добровольно или потому, что не хочет стать вождем, жениться и т.п.; другой соглашается занять его место. См. мотив M91C.

Кикуйю [гиена], камба [гиена], гусии, коморцы, саката [антилопа], луба [антилопа], зомбо [газель], дьюла, мандинго, сонинке, манден, моси, хауса [лиса; паук], амхара, аруша [гиена], арабы Судана, кабилы, сицилийцы, эльзасцы, Северный Йемен, мехри, шехри, лепча, кхаси [лиса], лхота нага, ренгма нага, моны, вьеты, мыонг, кхму, синдхи [шакал], пахари [шакал], непальцы [шакал], чхаттисгархи (Биласпур), байга [шакал], санталы [шакал], сингалы, Сималур [карликовый олень], яванцы [карликовый олень], пангасинан [черепаха], русские (Архангельская, Тамбовская), чехи, крымские татары, ставропольские туркмены, ногайцы, кумыки, абазины, даргинцы, рутульцы, лезгины, грузины, ягнобцы, ваханцы, мунджанцы, язгулямцы, сарыкольцы, узбеки, таджики, горные таджики, норвежцы, коми-зыряне, чуваши, казахи, каракалпаки, кумандинцы, хакасы, тувинцы (Хемчик), южноалтайские тувинцы, буряты, ойраты (дербюты), монголы, дагуры, ненцы, ханты, эвены, витимские эвенки, нанайцы, японцы, юкагиры, (чукчи).

Бантуязычная Африка. Кикуйю: Gagnolo 1952, № 6: 10-14; камба [гиена убедила львицу, что она его родственница, оставлена следить за его ребенком; львица не велит ей грызть кости, гиена грызет, львенок убит осколком кости, гиена делает вид, что он спит; выносит из пещеры, съедает; львица видит кровь у нее на губах, подвешивает; гиена убеждает другую поменяться местами, тогда та сможет есть жир; львица видит, что это не та гиена, берет с собой на охоту, велит отнести мясо домой; третья гиена просит дать ей мясо; вторая посылает ее отнести мясо львице – львица даст; та подвешивает ее за мизинец, гиена умирает]: Охотина 1962: 239-243 (резюме в Arewa 1961, № 855: 55); гусии: Виноградов 1984, № Г16: 322-324; коморцы: Haring 2007, № 57: 116; саката: Colldén 1979, № 174: 345-346; луба [мать антилопы Nanduku умерла, но леопард запретил поминки; когда умерла мать леопарда, он устроил пышные поминки; Н. пришел лишь на пятый день, послан принести воды; у реки дерево поет, посланный начинает плясать {из дальнейшего ясно, что это Н. поет в дупле дерева}; все животные посланы одно за другим, все остаются плясать; леопард сам приходит, тоже пляшет; велит выбросить труп матери в лес, а дерево перенести в деревню; но Н. скрылся и дерево перестало петь; Н. делает вид, что достает драгоценности из живота зарезанной овцы; леопард верит, велит зарезать всех коз и овец, его держат за сумасшедшего; Н. делает вид, что превращает маниок в табак (сидит на котле, в нем листья табака, рядом листья маниока); леопард велит вырвать весь маниок, варить, сел на котел, ошпарился; велит другим леопардам положить Н. в мешок, утопить; мешок на время оставили; Н. кричит, что не хочет быть царем; Namwudi занимает его место в мешке, утоплен; Н. утстраивает праздник, говорит леопарду, что надо было бросить мешок подальше – он бы достал больше сокровищ; леопард велит бросить его в мешке в реку, тонет]: Lambrecht 1963: 60-63; зомбо: Анпеткова-Шарова 2010: 244-250.

Западная Африка. Манден [отец девушки обещает ее тому, кто прибежит быстрее; быстрее всех антилопа, но хамелеон прячется у нее на спине, первым касается девушки, получает жену; она рожает сына, затем дочь; мать велит им отнести отцу еду; те зовут отца, отвечает хамелеон; дети не верят, что он их отец, смеются; (в антропоморфном облике) отец велит им быть всегда заодно; они снова слышат хамелеона, убивают его, мать прогоняет их; они приходят к львице, убивают, варят одного из троих детенышей, кормят львицу; она просит принести ей детенышей покормить грудью; мальчик приносит одного дважды; объясняет, что тот уже поел бобов, поэтому не хочет сосать; то же со вторым; скормили львице и последнего, спрятались в норе, бросили львице черепа ее детей, накинули на нее мешок, продали мешок с львицей купцами – якобы, там большая собака; велели сразу не открывать; ночью купцы открыли, львица их съела, осталась одна старуха; дети забрались на дерево, спустили львице веревку, она поднялась, они бросили веревку, львица разбилась насмерть; дерево высоко, не слезть; птица посадила детей себе на крылья; мальчик: птица воняет, я отрежу крыло; девочка не возражает: надо быть заодно; крылья отрезали, птица упала, дети разбились насмерть; черепаха оживила мальчика, тот не хочет, чтобы оживили сестру, но черепаха и ее оживляет; сестра: съедим черепаху! пошла за дровами; брат велит черепахе уходить, но сестра ее ловит; они приходят к кузнецу, просят приготовить черепаху; у того распухшие яички, дети предлагают его вылечить, обжигают его, убегают; приходят на поле арахиса, мальчик рассказывает историю, люди понимают, что это про то, как он искалечил кузнеца; кузнец сажает мальчика в мешок, ненадолго отходит; мальчик говорит детям кузнеца, что в мешке арахис; те развязывают мешок, забираются внутрь вместо мальчика, кузнец бросает мешок в огонь; мальчик кричит, что тот сжег своих детей, убегает; приходит с сестрой в селение, получает жену; сестра: убьем ее; брат не может не согласиться, они убивают девушку, убегают, лезут на дерева; приходят два старика, сестра писает, те думают, что идет дождь; брат какает, их замечают, рубят дерево топорами, оно начинает падать, две ящерицы его восстанавливают; сестра убивает одну ящерицу, дереву снова рубят, но вторая ящерица его опять восстанавливает; сестра убивает вторую ящерицу, люди валят дерево, брат с сестрой поднимаются на небо, с тех пор производят дождь и грозу]: Frobenius 1922b, № 95: 170-177 Хауса: Schön 1862 [лиса предлагает мулле у него работать – будет чистить кошару, просит большую корзину; каждый день убивает барана или козла, прячет тушу под кизяком, делает вид, что выносит кизяк; дочь муллы обнаружила обман, они привязали лису к дереву, били до вечера, оставили на ночь; ночью лиса говорит гиене, что если та поменяется с ней местами, утром ее накормят; гиена освобождает лису, разрешает себя привязать; утром гиену стали бить, она вырвалась, погналась за лисой, та скрылась в норе]: 172-175; Tremearne 1913, № 16 [паук предлагает мулле пасти его скот; делает вид, что выносит мусор в большой корзине, на самом деле каждое утро выносит убитую козу; мулла его подстерег, привязал, избил; паук говорит гиене, что его привязали, чтобы заставит есть козлятину; гиена меняется с ним местами; мулла долго бил гиену, наконец, она убежала]: 214-216; дьюла: Анпеткова-Шарова 2010: 158-160; мандинго: Мендельсон 1971: 181-187; сонинке: Dantioko 1978: 109-119; моси: Sissao 2010, № 27: 71-74.

Восточная Африка – Судан. Амхара [один из семи братьев – карлик, другие зарезали его быка; он наловил шкурой мышей, забрался на дерево, стряхнул мышей на купцов, те разбежались, он завладел их имуществом, сказал, что купил, продав шкуру; братья зарезали своих быков, ничего не получили; сожгли дом карлика; тот собрал золу в мешки, сверху присыпал теффом, остановился на ночлег; сказал, что у него украли муку негуса, подменили золой и теффом; хозяин насыпал ему в мешки муку; братья сожгли свои дома, пошли продавать золу, их побили; братья посадили карлика в корзину, оставили у края пропасти; он ответил путнику, что сидит, чтобы очиститься от грехов; путник поменялся с ним местами, братья сбросили корзину в пропасть, карлик вернулся на муле путника, сказал, в пропасти – мулы; братья попросили и их сбросить, погибли]: Быстров и др. 1962: 46-49; Ганкин 1979, № 29 [человек поручсил мартышке постеречь мед; мартышка съела мед, наполнила кувшин навозом, сверху немного меда; сказала, что это сделала не она; человек велит всем мартышкам прыгать через канаву; виновная отказалась – на ней платье ее матери, оно путается под ногами; человек связал мартышку, пошел за палкой; мартышка отвечает гиене, что ее заставляют есть и пить, гиена просит поменяться местами; говорит человеку, что хочет есть и пить; тот ее бьет палкой, затем отпускает; гиена схватила мартышку; та говорит, что если бросить ее вверх, из нее вывалятся сердце и печень; гиена бросает, мартышка убегает]: 46-47; аруша [лев велел гиене следить за его ребенком, предупредил, чтобы в него не попала кость; гиена грызет кости, осколок отлетает, убивает львенка; гиена делает вид, что тот спит; вынуждена признаться, что львенок умер; съедает его; лев идет за палкой бить гиену; она говорит другой гиене, что ее хотят заставить пить жир; та остается вместо нее, лев бьет ее до смерти]: Arewa 1961, № 855: 54-55; арабы Судана: Al-Shahi, Moore 1920, № 55: 192-194.

Северная Африка. Кабилы: Arezki 2010: 39-42.

Южная Европа. Сицилийцы: Gonzenbach 2004a [1870], № 41: 269-273.

Западная Европа. Эльзасцы [бедняк посадил репу, она выросла гигантской, он отвез ее королю, получил золото; богач привез королю золото, решив, что получит еще больше, но тот дал ему гигантскую репу; богач нанял разбойников убить бедняка; те стали его вешать, но услышав, что кто-то идет, оставили на дереве в мешке; бедняк сказал пришедшему студенту, что сидит в мешке, дающем знания; тот попросил посадить его; бедняк оставил студента висеть в мешке, уехал на его лошади]: Lefftz 2006, № 17: 225-228.

Передняя Азия. Северный Йемен (к СЗ от Саны, 2000 г.): al-Baydhani 2008: 23-29; мехри: Stroomer 1999, № 20: 41-47; шехри [гиена увидела лису на островке в водоеме; лиса сказала, что здесь ей дают еду; гиена заняла ее место, ее побили; гиена достала корзину фиников, лиса их украла; гиена поймала лису, велела дочери сторожить, пошла за дровами, чтобы сжечь лису; лиса обещала дочери гиены еду, та ее развязала, лиса убежала]: Müller 1907, № 7: 15-17.

Тибет, Северо-Восток Индии. Лепча: Stocks 1925, № XXX: 438-441; кхаси [лис воровал кур вождя; его поймали, посадили в железную клетку; ночью подошел бродяга, изгнанный из соседнего государства за какой-то проступок; лис говорит ему, что посажен под замок потому, что не хочет жениться на дочери вождя; гадатели сказали, что та выздоровеет, если местный человек возьмет ее в жены до завтрашнего вечера; у него же (лиса) уже есть жена; бродяга меняется с лисом местами, дает лису зеркало на серебряной цепочке; встречный тигр видит в нем свое отражение, думает, что перед ним страшный зверь, убегает; с тех пор тигры не нападают на лис; однажды лис убегал от охотников, его зеркало унесла река; но белое пятно на груди лис осталось]: Rafy 1920: 123-127; лхота нага [людям надоели проделки Apfuho; они качают его над прудом, оставляют на качелях, он должен упасть в воду; А. видит мужчину и женщину, на них украшения, они ведут буйвола-митана; А. делает вид, что качаться приятно; мужчина и женщина качаются, падают, тонут; А. говорит жителям, что достал украшения и буйвола из пруда; все просят бросить их с качелей в пруд, тонут]: Mills 1922: 178-180; западные ренгма нага [возмущенные проделками Che, люди посадили его на качели над прудом, он должен упасть, утонуть; подходят муж и жена с богатыми украшениями; Че рассказывает, как хорошо качаться; супруги останавливают качели, садятся сами, тонут в пруду, Че забирает украшения, говорит, что достал на дне; все люди тоже хотят касаться, некоторые просто прыгают в воду, все утонули; Че в это время держал украшения над водой, люди видели их отражение]: Mills 1937: 255-256.

Бирма, Индокитай. Моны: Касевич, Осипов 1976, № 156: 379-384; вьеты: Никулин 1970: 90-95; мыонг: Никулин 1970: 129-131; кхму: Lindell et al. 1978, № 3: 50-62.

Южная Азия. Синдхи [молодой человек готовит себе напиток из семян конопли, шакал ворует его; человек его ловит, привязывает к столбу, кормит, но каждое утро бьет старым штиблетом; другие шакалы посылают старого уважаемого узнать, в чем дело; привязанный шакал хвалит хозяина, который кормит его задаром, пришедший просит поменяться местами; когда человек приходит его бить, старый шакал просит его отпустить – он не вор, а друг шакальего царя; человек отпускает; шакал предложил исполнить его желание; человек попросил женить его на старшей дочери царя; говорит тому, что другой царь просит его старшую дочь, иначе пойдет войной; царь соглашается отдать дочь; шакал велит юноше продать обеих коров, купить хорошую одежду; на мосту шакал велит юноше ждать – он пошлет ему коня, но пусть юноша отказывается и требует слона; говорит царю, что прибывший по реке свадебный кортеж утонул, спасся только один жених; юноша отправляет назад коня, верблюда, приезжает на слоне; во дворце юноша странно себя ведет; визирь советует послать его привести морского коня – если он не настоящий царь, конь его убьет; шакал велит юноше забраться у моря на дерево; шакал гонял коня до тех пор, пока тот не обессилел и юноша смог на него сесть; от страха вцепился в дерево, вырвал его, приехал к царю на коне с деревом в руках; визирь признал в нем героя, царь выдал за него дочь, построил для молодых дворец; шакал вернулся в заросли]: Schimmel 1995, № 31: 205-212; пахари [шакал съедает еду бедного ткача; тот его ловит, привязывает, бьет смертным боем; привязанный говорит другому шакалу, что его до отвала кормят; другой шакал меняется с ним местами; когда ткач начинает его бить, тот обещает женить его на царевне; превращается в брахмана, приходит к царю, говорит, что к его дочери сватается богатый раджа из касты ткачей; покупает белые простыни, вату, раскладывает простыни у реки, раджа верит, что это шатры жениха; шакал бросает вату в реку, говорит радже, что свита жениха утонула; ткач женится на принцессе, остается у нее во дворце; жена заставляет его рассказать правду; жена велит всегда отвечать тестю согласием; раджа велит идти на войну, зять выбирает трехного коня (будет хромать, никто не поймет, что на нем негодный наездник); это летающий конь, раджа восхищен прозорливостью зятя; чтобы не упасть, тот привязывает себя к коню, добавив с обеих сторон по жернову; ветки деревьев запутываются в сбруе, враги устрашены при виде странного всадника, заключают мир]: Dracott 1906: 125-131; непальцы [шакал кричал «ястреб», а сам в это время воровал кур; люди договорились проследить, шакала схватили, поволокли на казнь; когда волокут по траве, он кричит «больно», когда по камням, делает вид, будто радуется; его специально волокут по траве; подвешивают, бьют, он распухает; идет медведь, шакал делает вид, что счастлив; с видимой неохотой разрешает медведю его развязать, подвешивает вместо себя, убегает; медведь тяжел, петля сразу же задушила его; шакал нашел размокшую тушу слона, залез внутрь и ест; вышло солнце, туша подсохла, шакалу не выбраться; подошли Махадева с Парвати; шакал кричит из туши слона, что это он М., а если тот хочет доказать обратное, пусть вызовет дождь; дождь хлынул, туша размокла, шакал убежал, забрался в дыру под стеной; М. схватил его за ногу, шакал спросил, зачем тот схватил корень; М. отпустил лапу шакала, тот убежал; М. поставил на его пути фигуру, намазанную клеем для птиц, дал в руку сахар; шакал стал просить сахар, фигура молчит, он ее бьет, прилип всеми конечностями; по просьбе П., М. освободил шакала, сделал своим спутником]: Heunemann 1980, № 24: 166-169; чхаттисгархи (Биласпур) [слон предложил шакалу ехать на нем, чтобы обнаружить съестное; тот заметил поле сахарного тростника; шакал насытился и захотел пить; слон предложил смотреть, не видно ли журавлей (они, где вода), но журавлей не видно; тогда предложил залезть к нему в брюхо, там есть вода; предупредил не смотреть вверх; шакал залез через нос, напился, увидел сердце, печень и прочее, начал есть; слон умер, шакал продолжал питаться им изнутри; туша подсохла, шакалу не выбраться; мимо шли Махадео и Парбати; М. сказал, что он – М., спросил, кто внутри; шакал: а я Сахадео, отец М.; если же ты М., то вызови ливень; дождь размочил тушу, шакал убежал; М. решил отомстить, спрятался в воде, шакал подошел, М. схватил его за ногу; шакал сказал, что тот держит корень, М. его отпустил; притворился мертвым; шакал: труп должен пускать газы; М. это сделал, шакал убежал; М. сделал из воска фигуру старухи, в руках корзина со сладостями; фигура ударила его рукой, затем другой, он прилип; М. привязал шакала у себя во дворе, ежедневно бил плеткой; пришел другой шакал; первый сказал, что его здесь откармливают, другой поменялся с ним местами; М. стал его бить; узнав, что ошибся, М. отпустил шакала и сделал его своим стражем; когда по ночам шакал воет, он служит для М.]: Gordon 1908: 61-64; байга [Шакал и Слон пришли на поле, наелись; Шакал хочет пить; Слон предлагает Шакалу забраться внутрь него, там много воды; Шакал пролезает через хобот, пьет, съедает печень Слона, тот подыхает; мимо идут Mahadeo и Sahadeo; Шакал отвечает, что он отец М.; тот предлагает на спор произвести дождь; Шакал не может, М. вызывает дождь, туша Слона размокает, Шакал выбирается наружу; М. и С. сделали восковую куклу; Шакал попросил у нее дать поесть, та молчит, он бьет, прилип; они отдали его юноше-байга, чтобы тот ежедневно его бил; привязанный Шакал распух; отвечает другому Шакалу, что его хорошо кормят; другой меняется с ним местами; другой Шакал обещает юноше-байга высватать невесту; приводит ему дочь Ahir; затем тесть выбрасывает зятя, зарывает, хочет сам сойтись с дочерью; заболевает проказой, умирает; жена байга откапывает мужа, оживляет]: Elwin 1944, № 5: 463-465; санталы: Bodding 1925, № 8 [Anua пашет, его мать носит ему еду; каждый раз шакал грозит ее укусить, съедает большую часть; узнав об этом, А. одевается старухой, бьет шакала; привязывает бритву к плугу, шакал хотел обтереть о него зад, порезался; ставит колючую изгородь у огорода, прячется с серпом в курятнике; шакал исцарапан, ранен серпом; А. договаривается с матерью, что притворится умершим; мать зовет того шакала, он приводит остальных; пока она, якобы, готовит еду, шакалы сами просят их привязать, а то передерутся; А. бьет их, они вырываются, убегают; того шакала привязывают у колодца, все женщины бьют его палкой; он распух; говорит другим, что каждая дает ему рис; один просит поменяться с ним местами; этого шакала забили; (перевод в Зограф 1971, № 5: 39-43)], 9 [начало как в (8); имя юноши Turta, он оторвал шакалу хвост; привязанный шакал поменялся с леопардом; Т. его забил, сделал чучело, показывал за деньги; подслушал разговор двух коней, у одного в копыте заноза, если ее вынуть, он сможет летать по воздуху; Т. задешево покупает хромого коня, согласился жениться на царевне, в теле которой дракон; когда тот выходит из носа царевны, его пасть от земли до неба; убивает женихов; ночью дракон вышел, Т. полетел на коне по небу, дракон за ним, он зарубил дракона; навестил с женой мать; все хорошо]: 99-111, 111-121; Campbell 1891 [как в Bodding]: 25-33; сингалы [семь братьев работают на поле, приходят семь сестер, которые ищут мужей, братья берут их в жены; жены оставили сушиться на циновках рис, велели следить сестре семи братьев; та заснула, циновки промокли, жены братьев прогнали девушку; она стала жить под тамариндовым деревом; родила сына, а каждая из жен – по дочери; сестра последовательно просит братьев узнать гороскоп для ее сына; все отказываются, младший соглашается; астролог говорит, что сын станет знаменитым, но принесет несчастье всем двоюродным сестрам, но брат передает сестре, что сын ее съест; сестра отказывается убить мальчика; он вырос, его имя Тамариндовый Тикка; ничтожным количеством муки или масла наполняет большой горшок; последовательно просит в жены дочерей дядей; все гонят его, но младший знает его гороскоп и согласен; ТТ оживляет буйволицу, его стадо плодится; завистливые братья зарезали его скот, сказали, что напали разбойники; ТТ снял и унес шкуры, выбросил, выкопал свежий труп, пришел к каким-то людям, попросился переночевать, сказал, что с ним дедушка; женщины дома стали отгонять быков, «дедушка» упал, хозяева отдали за него 7 мер золота; ТТ говорит дядьям, что получил золото за шкуры; те зарезали своих быков, шкуры никто не купил; дядья посадили ТТ в мешок, отошли; ТТ говорит пастуху, что находится в мешке, чтобы вылечить поясницу; тот меняется с ТТ местами, ТТ забирает стадо, дядья бросают мешок в воду; ТТ пригоняет стадо, говорит, что со дна реки; дядья согласились, чтобы ТТ бросил их в мешках в воду; их жены и дочери бросились следом узнать, почему те задерживаются; ТТ получил все имущество]: Волхонский, Солнцева 1985, № 173: 388-393.

Индонезия. Сималур [карликовый олень пеландук (П.) ворует сахарный трастник на плантации; хозяин лепит кошку из клейкой смолы; П. окликает ее, она молчит, он ее бьет, прилипает; его заперли в курятнике; он говорит псу, что сидит потому, что отказывается жениться; пес занимает его место; слуги зарезали пса, чтобы не отвечать перед хозяином, подали мясо; П. говорит хозяину, что тот ел; предлагает привязать к его хвосту сухие листья и поджечь, только это его погубит; П. сжег усадьбу, хозяин погиб, сам прыгнул в пруд, убежал]: Келер 1964: 125-127; яванцы [карликовый олень канчиль (К., Tragulus Kantjil Raffl.) ворует огурцы; хозяин делает чучело, обмазав его липкой смолой; К. окликает фигуру, бьет, прилипает; хозяин посадил его в клетку, чтобы завтра зажарить; К. говорит Псу, что его хотят женить на дочери хозяина – пророк Сулейман начертал, что со всяким, в нее зашедшем, это произойдет; Пес меняется с К. местами; крестьянин избил Пса]: Островский 1956: 25-29.

Филиппины. Пангасинан [черепаха и игуана ловят рыбу в пруду старика; владелец поймал черепаху, привязал за веревку; черепаха говорит игуане, что старик хочет женить ее на своей дочери; игуана поменялась с черепахой местами; старик попытался убить игуану, но она убежала; черепаха говорит игуане, что слушает, как наверху играет на свирели ее дед; игуана сует голову между двух бамбуковых стволов, порывом ветра ее защемило, черепаха скрылась]: Рыбкин 1975, № 52: 148-149; тагалы [обезьяна и черепаха пошли в соседнюю деревню; обезьяна взяла мало еды; по пути попросила черепаху поделиться припасами; затем предложила взять то, что несла черепаха, убежала, все съела; появился охотник, обезьяна спряталась на дереве; черепаху охотник принес домой, привязал к банановому дереву, кормил; обезьяне завидно, она поменялась с черепахой местами; черепаха уползла, обезьяну охотник застрелил]: Рыбкин 1975, № 126: 280-281.

Средняя Европа. Русские (Архангельская): Цейтлин 1911, № 1: 6-9; русские (Тамбовская): Кальницкая 2003, № 14: 22; русские (Воронежская): Барышникова 2007, № 53: 203-204; чехи: Němcová 1990: 314-323.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары: Боровков 1938: 47-63; Зарубин, Зарубин 1991: 41-48; ставропольские туркмены: Багрий 1930(2): 97-99; абазины: Тугов 1985, № 172: 362-363; ногайцы: Ногай 1979, № 32: 147-149; кумыки [Одинокий Янкыллак заготовил дрова, Девять Тонкуллаков их сожгли; ОЯ собрал угли, сказал, что продает золото, нашел казну, разбогател; ДТ сожгли свои арбы, пошли продавать уголь, их побили; они убили мать ОЯ; тот принес тело в другое селение, прислонил к двери, девушка открыла, тело упало, ОЯ сказал, что ее убили, получил взамен девушку; сказал, что обменял на умершую мать; ДТ убили своих матерей, пошли продавать, их побили; они посадили ОЯ в мешок, оставили у обрыва; ОЯ говорит чабану, что сидит в мешке, потому что не хочет стать кадием; ДТ сбросили мешок с обрыва в воду; ОЯ вернулся {очевидно, с овцами}, его оставили в покое]: Алиева 2012, № 88: 399-400; даргинцы: Алиева 2012, № 85: 390-393; рутульцы: Алиева 2012, № 87: 397; лезгины: Алиева 2012, № 86: 394-395; грузины [младший брат отделился от старших и обеднел; жена велит ее слушаться; пройтись с ишаком мимо дверей трех купцов, каждый раз бросить по золотой монете; купцы верят, что ишак сорит золотом, дают столько золота, чтобы засыпать ишака с головой; человек велит запереть осла на 7 дней, открыть на восьмой; купцы так и делают, осел подох с голоду; человек договаривается с женой, чтобы она заранее приготовила, а он, когда придут купцы, пошлет к ней зайца с приказанием готовить; дома продает купцам другого зайца, которого держал дома; после этого человек притворился умершим, купцы стали разрывать могилу, он выколол одному шомполом глаз, они понесли топить «труп»; по пути заснули, человек сказал пастуху, что его заставляют стать царем; пастух позволяет себя связать, брошен в воду, человек пригоняет стадо, говорит, что со дна; купцы бросились в воду и утонули]: Курдованидзе 1988(2), № 137: 170-173; (ср. грузины [купец заставляет сына бедняка продать корову за 3 рубля, уверяя, что это теленок, коза, ягненок; бедняк посылает сказать, что продавали корову, а не ее хвост, но купец отрезает хвост, возвращает; бедняк бросает на землю монеты, делает вид, что его осел испражняется золотом, купец покупает осла; прибегает бить бедняка; тот выкапывает заранее припрятанные котел с пловом, шашлык, курицу, купец покупает лопату; связывает бедняка, тащит топить, уходит за лодкой; бедняк уговорил пастуха его развязать, убежал; купец потащил топить купца, тот тоже убежал]: Джалиашвили 1970: 93-96).

Иран – Средняя Азия. Ягнобцы: Андреев, Пещерева 1957, № 30: 150-153; язгулямцы: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 53: 430-437; ваханцы: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 54: 437-439; мунджанцы: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 53: 430-437; сарыкольцы: Пахалина 1966: 234-236; таджики (Сина, граница Киргизии и Таджикистана, горы) [лис съедает дыни декханина; тот делает чучело, мажет смолой; лис окликает смоляную фигуру, бьет одной, второй ногой и т.д., прилипает; декханин с женой связывают лиса в корзине, идут за дровами; лис говорит псу, что станет зятем хозяина, предлагает с ним поменяться; хозяин нашел пса, долго бил, выгнал]: Левин и др. 1981, № 338: 259; горные таджики: Розенфельд, Рычкова 1990, № 46, 47: 148-150, 150-153; узбеки: Шевердин 1972: 332-340.

Балтоскандия. Норвежцы: Dasent 1970: 336-345.

Волга – Пермь. Коми-зыряне: Доронин 2004: 214-219; чуваши (Симбирская губ., 1907 г.): Чувашские сказки 1937: 46-52.

Туркестан. Казахи: Канбак-Шал 1985: 9-14; каракалпаки: Волков, Майоров 1959: 75-80.

Южная Сибирь. Кумандинцы: Баскаков 1972: 185-188; хакасы: Катанов 1907: 247-252; тувинцы (Хемчик): Самдан 1994, № 12: 333-341; Хадаханэ 1984: 28-32; южноалтайские тувинцы: Таубе 1978, № 41: 259-260; буряты: Дугаров 1990: 287-291, 336-340; ойраты (дюрбюты): Потанин 1883, № 49.1: 235-237; монголы: Боровков 1938 (халха): 40-46; Стародумова 2003: 127-130; дагуры: Stuart 1994: 108.

Западная Сибирь. Ненцы: Тонков 1936: 194-200; ханты: Кулемзин, Лукина 1978, № 112: 121-125.

Восточная Сибирь. Эвены: Новикова 1958: 70-72; 1987: 74-76; витимские эвенки [Кодон выкапывает из могилы девушку, оставляет у сосны рядом с домом; дочери хозяина дотрагиваются до нее, она рассыпается, К. получает за "убитую" жену или сестры двух дочерей хозяина; К. обматывает кишками их шеи, говорит, что колол им шеи, сделал красивыми; мужики колют шеи женам, те умирают; Кодона хотят сжечь, он привязывает вместо себя доверчивого человека; К. возвращается, якобы, после сожжения, передает мужикам привет от покойных жен]: Воскобойников 1980: 24-25.

Амур – Сахалин. Нанайцы: Киле 1996, № 42: 375-389.

Япония. Японцы (от Тохоку до севера Кюсю, 22 версии): Ikeda 1971, № 1539: 252-253.

СВ Азия. Юкагиры: Гоголев и др. 1975: 234-235; Крейнович 1982: 288-292; (ср. чукчи (недавнее заимствование): Португалов 2009: 33-35).