Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M74ab. Лисав лодке. .35.-.37.

Плывя в лодке или сидя на нартах, персонаж (всегда лиса) тайком поедает припасы, портит имущество и в соответствии со своими действиями дает названия различным урочищам. Спутникам лисы названия кажутся странными.

Манси, ханты, ненцы, (кеты), долганы, северо-западные эвенки (ербогаченские, ингаридовские, тунгусские), эвенки Бурятии, эвены, негидальцы.

Западная Сибирь. Манси [Лис видит, как старик лодку делает, рядом мальчик; Лис советует положить мальчика под лодку, старик топором разрубил мальчика; люди сажают Лиса в лодку, т.к. тот знает землю; тот находит связку осетровых жабр, съедает; говорит, что плес называется Связка осетровых жабр; дальше Связка калачей, Полбуханки хлеба; пристали к берегу, Лис убежал в лес, превратился в мальчишку; старик принес его домой старухе; ночью мальчик стучит в окно, говорит, что его зовут ребенка крестить, сам съедает в амбаре жир в горлышке кринки; говорит, что ребенка назвали Горлышком; затем Серединкой, Донышком; мальчик предлагает лечь со стариком на печку, на ком жир выступит, тот и съел; мальчик обтер себя трухой, вымазал жиром старика; и живет теперь Лис счастливо и благополучно]: Лукина 1990, № 194: 501-502; ханты [лиса притворилась мертвой, мужики бросили ее в лодку; она отвечает, что плес зовется Голодный остров; омут – Мы тут раньше луки топили; перегрызла тетивы луков; новый плес – К голодному плесу-бору прибыли; ее выбросили из лодки]: Кулемзин, Лукина 1978, № 70: 49 (=Лукина 1990, № 94: 251); ненцы [в лодке приплывают заморские воины; лиса предлагает взять ее – знает местность; пока они спят, лиса перегрызла стрелу; отвечает, что они проезжают устье реки стрел; перегрызла тетивы: устье реки тетивы; устье концов луков; лиса выскакивает на берег, луки воинов бесполезны]: Терещенко 1949: 131-132; (ср. таймырские ненцы [лиса просит взять ее в лодку: будет толмачем для торговли с русскими; делает вид, что захворала; торгоцы причалили, заснули; лиса отвязала лодку, уплыла с товарами; много наторговала, но ее заподозрили в краже, заперли; отдали имущество хозяевам, с лисы сняли шкуру]: Ненянг 1997: 134-136; кеты (зап. Алексеенко, 1960, оз. Налимье) [Лиса советует Глухарю спать на земле, тот отвечает, что идет человек с собакой; она предлагает людям взять ее в лодку, прыгать на берег там, где скажет; перепрыгивает трясину, люди вязнут, она объедает им лица; находит в лодке сухой клей, грызет, говорит Медведю, что достала со дна, советует снять шкуру и нырять; грызет шкуру; убегает через заросли, голый Медведь ободрался, умер; Лиса ест жир]: Алексеенко 2001, № 145: 257-259).

Восточная Сибирь. Долганы [Лиса убеждает птицу Мышелова, что олени и стойбище – чужие; тот убивает оленя из собственного стада, убивает жену и детей; позже видит, что Лиса своих детей не убивала, лишь прикусывала им уши; Мышелов заманивает Лису на тонкий лед; та проваливается, попадает к рыбьей матери, обещает вылечить, сказавшись шаманом, велит поставить ей палку, чтобы затем выбраться наверх на лед; говорит, что больная будет кричать; съела рыбу и убежала; садится на нарты к женщине, съедает суму с мясом, отвечает, что местность называется Полсумы, Донышко; Медведь хочет ее съесть, она обещает разжиреть, выспавшись; оба ложатся на край горы; ночью Лиса ложится с другой стороны Медведя, просит подвинуться, тот падает; говорит человеку, что ест свой пенис; тот отрубает свой, умирает; Лиса приходит к двум его женам, прячет лицо; в темноте, те пытаются рубить Лису топором, но разрубают живот беременной женщины; говорит Волку, что достает жир, опустив хвост в прорубь; волчий хвост примерзает, оторван; другие Волки говорят, что приходила Лиса, сломавшая зуб об острый олений желудок; много Лис сидит у костра; Волк вымазал зад в золе, стал смешно танцевать; все расхохотались, одна закрывала рот, Волк ее растерзал]: Попов 1937: 28-33; ербогаченские эвенки [Лиса садится в лодку к двум женщинам, обещает назвать урочища в устьях рек, мимо которых они проплывают; потихоньку съедая мясо, называет реки Верхняя, Средняя, Нижняя; велела пристать, побежала, люди за ней, она на дерево, его подожгли, лиса просит, "Хоть с рукавицу оставьте"]: Василевич 1936, № 5: 11-12; ингаридовские эвенки [Лиса садится в лодку к трем женщинам, обещает назвать реки, горы, мимо которых они проплывают; потихоньку съедая мясо, называет реки "Вязки" (верхние завязки от сумки, в которой мясо), Уздовая, Вшивая; велела пристать, побежала, люди за ней, она на дерево, его подожгли, лиса просит огонь, "Хоть с рукав оставь"; он оставил, теперь у лисы хвост длиной с рукав]: Василевич 1936, № 7: 12-13; тунгусские эвенки [Лиса предлагает Кукше разбойничать; пока та спит на дне лодки, приводит ее назад к чуму Кукши, тот убивает свою родня, кукша стала маленькой и красной от стыда; Лиса предлагает женщинам поплыть туда, где много рыбы, с собой надо взять муки; делает вид, что спит, ест муку, велит женщинам будить ее, если буду проезжать устья рек; говорит их названия: Не начинала, Убавила маленько, Все равно, Половина, На дне осталось, Кончила; убежала, с тех пор эвенкийские женщины не любят лисиц]: Воскобойников, Меновщиков 1951: 172-175; эвенки Бурятии [лиса предлагает женщинам показать им речку, где много рыбы; велит взять с собой в лодку запас муки, без нее рыба не ловится; делает вид, что дремлет, просит будить, когда будут проезжать устья речек, она скажет, как они называются; лиса ест муку; сперва отвечает, что речка называется Не начинала, затем Убавила маленько, Все равно, Половина, На дне осталось, Кончила; велит причаливать, убегает, якобы у нее болит живот; поэтому женщины не любят лисиц; однажды загнали на дерево, та просит его не поджигать; прыгнула через огонь, с тех пор стала красной]: Воскобойников 1958: 43-45; эвены [у зайчихи 10 зайчат; лиса каждый день требует отдать одного детеныша; зайчиха жалуется орлу; тот советует попросить лису сперва пободаться с деревом; она бодается, ее рога их травы сломались; лиса спрашивает, кто научил зайчиху так ответить; узнав, что орел, хватает его спящего; орел сломал лисе ногу, забросил на остров; она плачет, налим спрашивает, в чем дело; лиса просит, чтобы все налимы выплыли на поверхность, она их сосчитает; считая, она перешла по их спинам на берег; просит старика подвезти ее в нарте; тот спрашивает, как называются реки; Начальная; Средняя; Конечная; лиса взяла топор, пошла за дровами; топор бросила, убежала; мешок с продуктами оказался пуст, в нем два лисьих зуба; старик созвал птиц и четвероногих, набил в штаны гнилушек и мха, зажег, через отверстия пошел дым, все засмеялись, старик узнал беззубую лису, стал ее бить; она попросила не бить, обещала привести ему в жены дочь Каганкана; вошла в юрту К., велела отдать дочь, иначе сделает так, что К. не сможет спать и ходить; привела девушку старику в жены; нанялась пасти оленей старика; когда старик пришел посмотреть, от оленей одни кости; старик кричит жене, чтобы ловила лису за хвост; лиса объясняет, что он просит привязать ей к хвосту кусок жира; медведь говорит, что боится рябчиков, лиса – что самострела; медведь пошел впереди, стрела попала ему в живот; лиса вызвалась лечить, вытащила кишки, медведь умер; однажды сама попалась на самострел]: Новикова 1987: 17-21.

Амур - Сахалин. Негидальцы [Лиса предлагает человеку помочь тащить нарту с рыбой; притворяется, что сломала ногу; просит положить ее у мешков с рыбой; отвечает, что проехали речки Начальную, Среднюю, Конечную; хромая, идет в тайгу за дровами, бросает топор, нагадив на него; в мешке человек находит обломанный лисий зуб; кладет в штаны мелких птиц и зверушек; шаманит в доме лисиц, птицы и звери выпархивают и выпрыгивают; все смеются; одна Лиса прикрывает рот; просит охотника пощадить ее, обещает привести ему жену; старик пьет воду из проруби, Лиса пригибает его голову к воде; отпускает за обещание отдать дочь; приводит ее человеку]: Хасанова, Певнов 2003, № 64: 129-131.