Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M182B. Звери в санях, ATU 158. .16.27.28.31.32.

Звери просят покатать их в санях. Сани ломаются, звери приносят из леса негодный материал для починки. Пока хозяин саней идет в лес искать замену сломавшейся оглобле, звери съедают лошадь (бычка), оставляют вместо него чучело.

Немцы, словенцы, румыны, македонцы, словаки, поляки, русские (Архангельская, Олонецкая, Новгородская, Псковская, Тверская, Вологодская, Горьковская, Воронежская, Рязанская), украинцы (Восточная Словакия, Гуцульщина, Закарпатье, Подолия, Полтавская, Херсонская, Курская), белорусы, финны, карелы, вепсы, водь, эстонцы, латыши, литовцы, коми, удмурты, мари, мордва.

Западная Европа. Немцы: Uther 2004(1), № 159: 112.

Балканы. Словенцы, румыны, македонцы: Uther 2004(1), № 159: 112.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Олонецкая, Новгородская, Псковская, Тверская, Вологодская, Горьковская, Воронежская, Рязанская), украинцы (Восточная Словакия, Гуцульщина, Закарпатье, Подолия, Полтавская, Херсонская, Курская), белорусы [Звери в санях у лисы (старушки): пока лиса ищет в лесу замену сломавшейся оглобле, звери съедают лошадь (бычка) и оставляют вместо него чучело]: СУС 1979, № 159: 79; словаки, поляки: Uther 2004(1), № 159: 112.

Балтоскандия. Финны, вепсы, водь, латыши: Uther 2004(1), № 159: 112; карелы [старушка попросилась переночевать, спрашивает, куда ей положить лапоть; ей предлагают положить с лаптями, она просит с курами; утром говорит, что у нее была с собой курица, получает; тем же способом меняет курицу на теленка, теленка на корову, корову на лошадь; мышь. затем лиса, волк, медведь просят подвести их в санях; оглобля сломалась; каждый из зверей приносит из лесу не то, что нужно (кривую палку, сучковатое бревно и т.п.); старушка идет сама, звери съели лошадь, шкуру распялили на жерди, убежали; старушка ударила лошадь, она развалилась; старушка: вот и пропал мой лапоток]: Конкка 1959: 51-53; литовцы [баба испекла пышку, положила на окно остудить, пышку убежала; навстречу прачка; пышка: гналась баба, гнался дед, гонись и ты; прачка тоже гонится, далее пышка встречает пахаря – то же, лису; лиса говорит, что плохо слышит, хватает пышку, выела середину, залепил дырку, выменяла у пастухов на барашка; в лесу велит: полозья из дерева кривого, копылья из дерева прямого, сани сами собой получились; лиса запрягла барашка, поехала; волк просит разрешить положить одну лапку, вторую и т.д., хвост, сам забирается, сани сломались; волк повторяет слова лисы про полозья и т.д., сани не возникают; лиса сама идет в лес, поет, сани возникли; тем временем волк задрал барашка, мясо съел, набил шкуру мхом; лиса велит ему везти сани, он ни с места; смотрит – он мхом набит]: Лёбите 1965: 15-18; эстонцы (Пярну) [Лиса угнала у пьяного мужика лошадь с телегой; Заяц, Волк, Медведь просят посадить их на телегу; у болота настаивают, чтобы гнали дальше; лошадь ломает оглобли; Заяц, Волк, Медведь приносят негодные; Лиса приносит подходящие, но видит, что товарищи доедают лошадь; решает мстить; вымазалась гусиной кровью, обещает Зайцу, что и у него будет такая же красивая шуба, надо забраться в стог; поджигает стог, Заяц сгорел; притворяется мертвой, мужик везет рыбу, подбирает Лису, она сбрасывает рыбу с телеги, спрыгивает сама, несет мешок с рыбой, отвечает Волку, что надо сунуть хвост в прорубь, рыба наловится; хвост примерз, Лиса позвала собак, те растерзали Волка; мажет чурбан медом, советует Медведю сунуть внутрь лапы, выбивает клин; люди убили Медведя]: Kippar 2010, № IV.2: 69-72.

Волга – Пермь. Коми [пока лиса ищет в лесу замену сломавшейся оглобле, звери съедают лошадь (бычка) и оставляют вместо него чучело]: Коровина 2012, № 158: 76-77; (ср. коми [в лодку, сделанную мышью из грудной кости сороки, забираются заяц, лиса, волк, медведь]: Коровина 2012, без номера: 79); удмурты [крестьянин едет на базар; заяц, лиса, волк, медведь просят подвести, садятся на сани; оглобля сломалась; каждый идет, приносит прутик, палку; человек пошел сам; когда вернулся, оказалось, что звери съели лошадь, овцу, кур и капусту; каждый затем подходит, крестьянин каждого бьет оглоблей]: Кралина 1960, № 30: 81-84; мари, мордва: Uther 2004(1), № 159: 112.