Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M188. Шакал в красильне. .21.23.29.30.33.

Персонаж пользуется почетом после того, как случайно приобретает необычный вид – пачкается краской или нацепляет на себя какой-то предмет, который не может снять.

Тибетцы, синдхи, кашмирцы, пахари, ассамцы, (гуджарати), лаки, лезгины, таджики, казахи.

Тибет. Тибетцы [шакал угодил в чан с индиго; сказал другим, что его имя Śataga, что царь богов Śakra сделал его царем животных; послал сказать своей матери, что его ближайшие приближенные – это львы, тигры, слоны, а круг подальше – шакалы; мать отказалась прийти, а посланец сказал, что «царь» – это просто шакал; когда синий шакал ехал на слоне, другие завыли и синий тоже завыл; слон сбросил его, затоптал]: Schiefner 1906, № 36: 336-338.

Южная Азия. Синдхи [шакал просит красильщика выкрасить его синей краской (индиго); вколол в уши колючки акации, пришел к другим шакалам, назвался султаном, сел у пруда на трон из коровьих лепешек; позволил козам напиться лишь после того, как они воспели султана на золотом троне с драгоценными подвесками в ушах; то же с другими животными; старый баран попросил сперва дать ему напиться, а потом уже позволить произнести похвалу; поет, что вонючий шакал сидит на троне из дерьма с колючками в ушах; шакала бросился на него, но баран указал на приближающихся собак и шакал убежал в заросли]: Schimmel 1995, № 30: 203-204; кашмирцы [шакалы выбрали царем старого шакала, покрасили в синий цвет, нацепили на шею циновку для веяния; появился тигр, шакалы разбежались, а царь застрял в норе, т.к. циновка не пролезла; тигр приволок его к себе, привязал за веревку; шакалу удалось убежать; его хотели снова сделать царем, но он сказал, что для одной жизни один раз оказаться царем достаточно]: Knowles 1888: 160-161; пахари [шакал забрался в лавку красильщика, вымазался синей краской; звери его не узнали, сделали царем; сперва рядом с ним были шакалы и за их воем воя крашеного шакала не было слышно; но крашеный прогнал за что-то других, окружил себя лисами и волками; те услышали вой, поняли, что это шакал; его искусали и прогнали]: Dracott 1906: 198-199; ассамцы [лиса съела предназначенные для богини Лакшми пирожки, оставленные на латунном блюде с отверстием посредине; просунула в отверстие голову, не может снять блюдо; поэтому не может охотиться; говорит двум тигрятам, что их родители, должно быть, от нее скрываются: их отец должен ей деньги; съедает мясо, оставленное тигрятам тигрицей; так многократно; тигр остается следить, бросается за лисой, застревает в развилке дерева; лиса тигрице: видишь, что стало с твоим мужем; тигрица становится слугой лисы, носит мясо; на переправе лиса чуть не тонет, тигрица выносит ее на берег; лиса: кто просил вытаскивать меня из воды, я собиралась взыскать долг с хозяина реки; тигрица погнала на лису оленя, олень наступил на лису, порвав шубу; лиса: так смеялась, что олень маленький, что шкура лопнула; тигрята выросли; все лисы стали выть; эта лиса отошла в сторону и тоже завыла; тигрята поняли, что это всего лишь лиса, разорвали ее]: Borooah 1955: 24-30; (ср. гуджарати [кот залез в головой в сосуд с маслом, а обратно не вытащить; царь разбил сосуд, чтобы освободить кота, но горлышко осталось у того на шее и кот убежал; на поле сорго сказал мышам, что он теперь святой человек, стал проповедовать; потихоньку хватал и съедал мышей; потом теме заметили, спрятались]: Hertel 1921, № 68: 298-299).

Кавказ – Передняя Азия. Лаки [шакал забрался в красильню, вымазался разными красками, решил быть царем зверей; медведь обещает ему верно служить, лиса поднесла подарки, лев согласился быть сторожем; шакалы стали выть, «царь» ответил; лиса предложила льву его съесть – воет по-шакальи]: Халилов 1965, № 11: 28-29 (=Халилов, Османов 1989: 27-28); лезгины [шакал упал в чан с синей краской; лиса обещает его накормить; говорит, что синий шакал – это сын индийского царя-льва; все звери несут ему мясо; шакал поверил, что он царевич, обругал своего визиря-лиса; просит прощенья; завыл; волк понял, что это шакал, съел его]: Ганиева 2011a, № 89: 228-230 (=Капиева 1991: 312-315).

Иран – Средняя Азия. Таджики (Сумбула) [лис провалился в печную трубу, упал в хум с синей краской, схватил висевшие в доме четки, пришел к курам, сказал петуху, что отправляется в хадж; петух, затем перепелка, удод к нему присоединяются; он заводит спутников в свою нору, обвиняет в ненадлежащем поведении (петух будит среди ночи, перепелка взлетает из-под ног мусульман), съедает; удод говорит, что в его пользу есть два свидетеля; лис его выпускает, он приводит к норе охотника с собакой; собака его убила, охотник снял шкуру]: Левин и др. 1981, № 14: 116-118.

Туркестан. Казахи [лиса залезла в лавку красильщика, вся вымазалась; звери решили, что это присланный с неба царь, служили ей много лет; в другой стране все лисы в одну ночь передохли; узнав об этом, крашеная тоже умерла от огорчения; тигр понял свою ожибку, в бешенстве растерзал труп, вновь занял трон]: Каскабасов и др. 1979, № 72: 144.