Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M134A. Три поросенка, ATU 124. .13.-.17.27.28.

Хищник/людоед дует и разрушает непрочный дом, но не может разрушить прочный. Обычно двое или трое слабых персонажа создают для защиты от хищника три дома, лишь один из которых прочный.

Нубийцы, арабы Египта, Туниса, Алжира, итальянцы, испанцы, каталонцы, португальцы, ирландцы, англичане, французы, валлоны, палестинцы, арабы Сирии, Ирака, Бахрейна, венгры, греки, лужичане, украинцы (Словакия).

Судан – Восточная Африка. Нубийцы: El-Shami 2004, № 124: 51-52.

Северная Африка. Арабы Египта, Туниса, Алжира: El-Shami 2004, № 124: 51-52.

Южная Европа. Итальянцы (Венеция) [опасаясь волка, три сестры-гусенка попросили у человека соломы сделать дом; когда дом готов, старшая сестра не пустила двух других; тоже – дом из сена, средняя не пустила младшую; младшая построила дом из камня и железа; волк дунул, дом из соломы разлетелся, он съел старшую сестру; то же со средней; дом младшей прочен; волк предлагает сходить за маслом, чтобы приготовить макароны; гусенок согласен, но не открывает дверь, а берет масло через балкон, затем просит раскрыть пасть, вливает кипящие макароны, волк подыхает; из распоротого брюха вышли две старшие сестры, попросили прощенья у младшей]: Crane 1885, № 86: 267-270; испанцы (Мурсия, Куэнка) [умирая, мать велит трем поросятам построить себе дома; прочный дом строит лишь младший, двое других все играли, сделали дома из палочек; волк пустил ветры, дом развалился, он съел старшего поросенка; то же со средним; дом младшего цел; волк предлагает пойти утром за каштанами; поросенок завязывает петуху клюв, собирает каштаны; когда возвращается, развязывает петуха, тот поет, волк слышит, приходит; то же с посещением ярмарки; поросенок жалуется пастухам, те устраивают засаду; поросенок открыл дверь, волк вошел, собаки и пастухи с палками его прикончили]: Camarena, Chevalier 1997, № 124: 232-235; каталонцы (вкл. Мальорку) [трое домашних животных уходят из дома, каждый строит себе дом: один из перьев, другой из шерсти, третий из железа; волк дует, два первых дома разлетаются, волк съедает их обитателей; обитатель третьего подстраивает так, что волк падает в кипяток и гибнет]: Oriol, Pujol 2008, № 124: 43-44; португальцы [Baixo Alentejo: курица находит сокровища, строит себе дом, а другая живет с хозяином; лиса разрушает ее дом и съедает ее; Algarve: три поросенка строят дома из соломы, палочек и железа; первые два съедены волком]: Cardigos 2006, № 124: 39.

Западная Европа. Англичане, ирландцы, французы, валлоны: Uther 2004(1), № 124: 95-96.

Передняя Азия. Арабы Сирии [гуля всех съела, остались трое братьев – один в плетеном доме, другой в стеклянном, третий в железном; гуля требует у первого одолжить ей сито, тот отказывается, она дует, дом разлетается, гуля съедает владельца; то же с братом в стеклянном доме (попросила стеклянный кубок); у брата в железном доме попросила топор, тот принес дров и мех, раскалил стены дома, гуля прилипла, страшно обожглась, ее дочь Айша ее склеила; гуля предлагает пойти за дынями; владелец железного дома прибегает на поле раньше нее, наполняет одну из дынь своей мочой, гуля ее съедает; в следующий раз гуля идет за смоквами; человек забрался на смоковницу, вымазал фиги своим калом, стал бросать гуле, она их съела; пошла за дровами, человек заранее забрался в вязанку, когда гуля ее понесла, стал колоть ее шилом; она с трудом донесла дрова до дома, там нашла человека, велела дочери его сварить, пошла звать других гулей; человек попросил А. развязать его, он поможет ей наломать дров; сварил ее саму, надел ее платье; гуля и гости съели А.; человек предлагает гуле вынимать у нее вшей, обливает голову маслом и поджигает; гуля сгорела, все золото досталось человеку]: Kuhr 1993: 176-182; арабы Ирака (Мосул) [трое ребят увидели приближавшуюся ведьму; Хадейдан попросил у бога горячий дворец из железа, Ровшан – из перьев, Архишан – из соломы; ведьма легко разрушила дворцы из перьев и соломы, проглотила детей, не могла разрушить железный дворец; ее тетки посоветовали подослать осла, чтобы мальчик на нем катался, а затем вымазать спину осла смолой; Х. прилип, посоветовал не есть его сразу, сперва откормить; ведьма пошла звать на трапезу своих теток, велела дочери зарезать и приготовить Х.; тот предложил дочери ведьмы помочь наточить нож, зарезал ее, скормил мясо ее матери и гостям, убежал; ведьма пошла к своей родственнице, умерла]: Яременко 1990, № 32: 167-169.

Балканы. Венгры, греки: Uther 2004(1), № 124: 95-96.

Средняя Европа. Украинцы (Словакия) [Поросенок строит себе дом: волк пытается его разрушить: напрасно]: СУС 1979, № 124A*: 73; лужичане: Uther 2004(1), № 124: 95-96.